Поверх барьеров: исследуем резильентные школы

  • Марина Пинская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Татьяна Хавенсон Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Сергей Косарецкий Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Роман Звягинцев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Александра Михайлова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Татьяна Чиркина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: образовательные стратегии, образовательные траектории, социально-экономический статус семьи, академическая резильентность, школьная эффективность, школьники с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

Специалистами Института образования НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ совместно с «Левада-Центром»,осуществлено полевое исследование: проведены интервью и фокус-группы с директорами, учителями, учащимися и родителями учащихся в трех школах,обучающих наиболее сложный контингент учащихся из семей с низкими социальными, экономическими и культурными ресурсами и добивающихся, несмотря на это, высоких образовательных результатов. Оно продолжает начатое в 2015 г. исследование особенностей условий функционирования, управленческих и образовательных стратегий школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях.Такие школы авторы определяют как резильентные, т.е. устойчивые по отношению к факторам неблагополучия, не контролируемым школой. Исследованные школы различаются по числу учащихся, образовательным программам, уровню депривированности территории, но реализуют близкие стратегии, которые являются целенаправленными и осознаются всеми участниками образовательного процесса. К ним относятся: ограниченная селекция и выравнивание контингента, формирование высоких ожиданий и прозрачных требований к учебным результатам, индивидуальная поддержка и мотивирование учащихся, формирование навыков, повышающих шансы на успешную социализацию выпускников. По мнению авторов, последовательная реализация этих стратегий  создает условия, способствующие академической резильентности учащихся. Изучение опыта таких школ представляется чрезвычайно важным для решения проблемы образовательного неравенства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-07-09
Как цитировать
Пинская, Марина, Татьяна Хавенсон, Сергей Косарецкий, Роман Звягинцев, Александра Михайлова, и Татьяна Чиркина. 2018. «Поверх барьеров: исследуем резильентные школы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июль), 198-227. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-198-227.
Выпуск
Раздел
Российская система образования на пороге нового этапа развития

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>