Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России

  • Джамил Салми Институт Всемирного Банка , 1818 H Street, NW, Washington, D.C. 20433, United States
  • Исак Фрумин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: реформирование образования, финансирование образования, национальные исследовательские университеты

Аннотация

Салми Джамил (Jamil Salmi) — Ph. D., координатор проектов Всемирного банка по высшему образованию, член Международного консультативного комитета НИУ ВШЭ jsalmi@tertiaryeducation.org
Адрес: Институт Всемирного Банка — 1818 H Street, NW, Washington, D.C. 20433, United States.

Фрумин Исак Давидович — доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.
Эл. адрес: ifroumin@hse.ru 

Анализируются инициативы по достижению выдающихся результатов в секторе университетского образования, реализованные в течение последних пятнадцати лет в разных странах мира. Описываются их основные характеристики, а также ключевые факторы, обусловливающие их эффективность: высокая концентрация в университете талантливых преподавателей и студентов; изобилие ресурсов для формирования разносторонней среды обучения и проведения перспективных исследований; эффективное управление, включающее поощрение стратегического планирования, инноваций и гибкого подхода, что позволяет вузам принимать решения и распределять ресурсы без дополнительных издержек. Перечислены «ускоряющие факторы», способствующие достижению выдающихся результатов. Рассматриваются варианты разработки и реализации инициатив по достижению выдающихся результатов, а также преимущества и недостатки каждого из них.

На основании международного опыта и оценки последних преобразований в системе высшего образования в России определяются основные задачи проектов по повышению конкурентоспособности российских университетов: интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и постбакалавриата в ведущих университетах; адресная помощь перспективным молодым исследователям; интернационализация образования; преобразование системы управления. Отмечается, что важнейшими элементами дизайна программы должны стать устойчивое финансирование и доведение качества инфраструктуры до уровня глобально конкурентоспособных университетов.

Подчеркивается, что инициатива по достижению выдающихся результатов, направленная на поддержку исследовательских университетов, не исключает необходимость проведения общесистемных реформ в сфере образования. Предполагается, что их осуществление усилит эффект инициативы по достижению выдающихся результатов.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-15
Как цитировать
Салми, Джамил, и Исак Фрумин. 2013. «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (октябрь), 25-68. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-1-25-68.
Выпуск
Раздел
Образовательная политика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>