Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи
Аннотация
Сегодня особую актуальность как для теоретических дискуссий, так и для практической повестки приобретает вопрос о таком активном действии (agency), которое совершенствует и преобразует структуры, т.е. о трансформирующей агентности (transformative agency). Сфера образования имеет особое значение для этой проблематики, поскольку именно она в существенной степени формирует потенциал действия. Однако среди исследований образования, включая социологию образования, до сих пор доминируют работы, посвященные механизмам и факторам воспроизводства социальных структур и встроенной в них деятельности. Авторы предлагают расширить исследовательскую повестку, усилив внимание к условиям и механизмам становления трансформирующей агентности на разных уровнях образования и в различных его сегментах с фокусом на процессы деструктурации, ослабляющие привычные для XX в. формы институционального принуждения.