Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е

  • Катерина Поливанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Александра Бочавер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анастасия Нисская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: подростковый возраст, чувство взрослости, клиническое наблюдение, кризисы психического развития

Аннотация

В течение 12 недель проводилось наблюдение поведения учащихся в 5‑м классе московской школы, выполненное как повторение аналогичного проекта середины 1960-х [Эльконин, Драгунова, 1967]. Поскольку результаты наблюдения в оригинальном исследовании не были представлены в тексте, а отразились лишь в индивидуальных описаниях 13 школьников, была проведена процедура выделения признаков, по которым велось наблюдение. Эти признаки группировались в «сферы»: подросток в кругу сверстников, в домашней жизни и в школе. Ключевой характеристикой поведения были индикаторы появления у школьников чувства взрослости: стремления к взрослому — свободному и ответственному — поведению. Эти признаки легли в основу программы наблюдений в 2016 г. Выявлено существенно большее разнообразие моделей поведения подростков по сравнению с исходным исследованием и поставлена под сомнение линейная схема смены ценности учебной работы на ценность общения со сверстниками (интимно-личностного общения). Обнаружено, что ценность учебы сохраняется у большинства пятиклассников наряду со стремлением к общению или без такового. Возможно, значимость учебы связана с ее поддержкой семьей и школой, что характерно для данного контингента детей. Выделены четыре типа учащихся в зависимости от наличия или отсутствия признаков заинтересованного отношения к учебе и общению. В статье приведены фрагменты протоколов, которые велись по время наблюдения, а также фрагменты полуструктурированных интервью. Сформулированы гипотезы о связи протекания перехода к подростковому возрасту с особенностями семьи и образовательной организации и спроектировано продолжение наблюдений за поведением школьников с различным бэкграундом.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-06-28
Как цитировать
.
Выпуск
Раздел
По материалам международного симпозиума "Л.С. Выготский и современное детство"

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)