Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики. Обзор мирового опыта

  • Ирина Груничева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Марина Пинская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Сергей Косарецкий Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: тестирование, школы, работающие в сложном социальном контексте, школы, показывающие низкие образовательные результаты, образовательные реформы, финансирование, национальные программы

Аннотация

Груничева Ирина Геннадьевна — научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: igrunicheva@hse.ru 

Пинская Марина Александровна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: m-pinskaya@yandex.ru 

Косарецкий Сергей Геннадьевич — кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: skosaretski@hse.ru 

Описаны основные подходы и инструменты решения проблемы формирования сегмента школ, работающих в сложном социальном контексте и показывающих низкие образовательные результаты.

Мировой опыт свидетельствует о том, что во многих странах стратегии повышения эффективности работы и улучшения качества образовательных результатов школ стали частью национальной образовательной политики. Концептуальным основанием стратегий является признание тесной взаимосвязи между неблагополучным социально-экономическим статусом семей учащихся и низкими результатами школ. Показано, что образовательная политика, как правило, включает меры, направленные на выявление сегментов риска и осуществления своевременных вмешательств во избежание формирования очагов острой и устойчивой неуспешности. В редких особенно тяжелых случаях органами управления образованием принимаются более жесткие меры — от смены руководства и части педагогического коллектива школы до переформирования образовательного учреждения.

Представлены современные мировые программы поддержки неблагополучных школ, основанные на масштабном и системном запуске финансовых, кадровых, организационных и других механизмов, направленных на повышение компетентности и стимулирование профессионального роста учителей; расширение культуры сотрудничества, совместного исследования и распространения успешных практик в педагогических коллективах; распределение лидерства в управлении школой и партнерство директоров наиболее успешных и проблемных школ; реализацию в массовой практике модели эффективной школы.

Мировой опыт исследований и практических интервенций в рассматриваемой области может оказаться полезным для отечественного образования, особенно ввиду появления темы поддержки данной категории школ в повестке дня российской образовательной политики.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
Груничева, Ирина, Марина Пинская, и Сергей Косарецкий. 2013. «Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики. Обзор мирового опыта». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь), 30-63. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-3-30-63.
Выпуск
Раздел
Образовательная политика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>