Проблема контекстуализации образовательных результатов:школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий

  • Гордей Ястребов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Алексей Бессуднов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Университет Эксетера (Великобритания), Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK
  • Марина Пинская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Сергей Косарецкий Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: ЕГЭ, образовательные результаты, школы, оценка качества обучения, социально-экономическая депривация, социально-экономический статус семьи

Аннотация

Ястребов Гордей Александрович - кандидат социологических наук, стар-ший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ.  E-mail: gordey.yastrebov@gmail.com

Бессуднов Алексей Рудольфович - PhD, научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ.
E-mail:abessudnov@hse.ru

Пинская Марина Александровна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: m-pinskaya@yandex.ru

Сергей Геннадьевич Косарецкий - кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail:skosaretski@hse.ru

Анализируется связь различий в образовательных результатах между российскими школами с их различиями по характеристикам 1) социального состава учащихся, 2) самих образовательных учреждений и 3) территорий, на которых они расположены. Использованы данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011–2012 гг., а также материалы муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора показателей оценить уровень социально-экономической депривации в поселениях разного типа. Статистический анализ проводился с использованием двухуровневой регрессионной модели. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость (средние показатели ЕГЭ по русскому языку и математике) действительно устойчиво различается для школ 1) с разным социальным составом учащихся и 2) с разным кадровым и материальным обеспечением. Уровень депривации территорий самостоятельного влияния на образовательные результаты не оказывает: типично низкие результаты обучения, например, в сельских школах связаны со свойственной им нехваткой ресурсов и особенностями социального состава учащихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-02-15
Как цитировать
Ястребов, Гордей, Алексей Бессуднов, Марина Пинская, и Сергей Косарецкий. 2014. «Проблема контекстуализации образовательных результатов:школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (февраль), 188-246. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-188-246.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>