Интеллектуальная нищета высоких стремлений

  • Исак Фрумин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: модернизация образования, духовно-нравственное воспитание, ценностное образование, пропаганда

Аннотация

Анализируются проблемы и перспективы духовно-нравственного, морального и гражданского образования в российских школах. Рассматриваются два противоположных подхода в отношении ценностного воспитания: пропаганда, с одной стороны, и открытое воспитание — с другой. Первый подход связан с простыми решениями: массовизацией воспитания, интеграцией вербализованных ценностей в учебное содержание, насаждением единых стандартов, «духовных» шаблонов и императивов. Такая парадигма рассматривает культурно дифференцированное общество и многообразие ценностных ориентаций редуцированно, в упрощенных представлениях о структуре системы ценностей и механизмах ее становления. За кадром остаются вопросы о педагогических технологиях и методах, которые бы учитывали индивидуальный опыт учащихся. Духовность отождествляется с религиозностью. Второй, «опытный» подход основан на идее опосредованного формирования ценностей, т. е. естественного, протекающего в процессе практической деятельности, переживания, размышления и рефлексии. Подчеркивается необходимость смещения фокуса с тотальных форм нравственного воспитания на более динамичный индивидуализированный подход к воспитательной деятельности. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-21
Как цитировать
Фрумин, Исак. 2013. «Интеллектуальная нищета высоких стремлений». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (октябрь), 27-52. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2011-4-27-52.
Выпуск
Раздел
К юбилею Л.Л. Любимова

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>