Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты

  • Ксения Павленко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Катерина Поливанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Александра Бочавер Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елизавета Сивак Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: школа, дополнительное образование, семья, компенсирующая функция дополнительного образования, развивающая функция дополнительного образования, вовлеченность детей в дополнительное образование

Аннотация

С целью проанализировать представления родителей школьников о функциях дополнительного образования, выявить стратегии выбора тех или иных вариантов дополнительного образования, которых придерживаются семьи, и результаты, которых они ждут, проведены анкетный опрос (6648 респондентов), а также полуформализованные интервью с родителями школьников в российском мегаполисе. Авторы исходят из представления о негомогенности школьного дополнительного образования с точки зрения решаемых задач и ожидаемых результатов. На основе эмпирических данных рассматриваются компенсирующая и развивающая функции дополнительного образования. Компенсирующая функция заключается в восполнении недостатков школьного образования и предполагает занятия по школьным предметам. Развивающее дополнительное образование выходит за пределы школьной программы и делает образовательное пространство ребенка более разнообразным. На основе анализа интервью выделены две основные стратегии, которых придерживаются семьи при выборе развивающих дополнительных занятий: ориентированная на развитие «гибких» навыков, т. е. метапредметных компетенций, и ориентированная на развитие «жестких» навыков, т. е. на получение специальных знаний в институциональных рамках.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-06-21
Как цитировать
Павленко, Ксения, Катерина Поливанова, Александра Бочавер, и Елизавета Сивак. 2019. «Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 241-61. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-241-261.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)