Что в профиле тебе моем: Данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков

  • Катерина Поливанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Иван Смирнов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: подростковый возраст, социальные сети, интересы, «ВКонтакте», машинное обучение

Аннотация

Интересы играют ключевую роль в психическом развитии ребенка. Однако их изучение связано с серьезными методологическими проблемами. Традиционно они исследуются с помощью опросных методов, не способных адекватно отразить многообразный и динамичный мир интересов взрослеющего человека. Авторы предлагают использовать для изучения интересов подростков их подписки на сообщества в социальной сети «ВКонтакте». Отличительной особенностью данных «ВКонтакте» является не только их масштаб, но и отсутствие цензурированности ответов, характерной для опросов. Возможности применения метода продемонстрированы на примере одной московской школы: 674 учащихся, подписанных на 20 203 различных сообщества. Обнаружено, что интересы подростков дифференцированы в зависимости от их пола, возраста и успеваемости. Сила этой дифференциации показана на расширенном наборе данных, содержащем информацию об интересах 290 182 пользователей «ВКонтакте». Установлено, что подписки на сообщества позволяют с большой точностью предсказать не только пол подростка (97%) и его возраст (98%), но и образовательные результаты школы, в которой он обучается (83%). Результаты исследования указывают на неоднородность нормы возраста, в частности на ее связь с полом подростка и его успеваемостью. Признание разнородности интересов и разнообразия нормы создает условия для гуманизации образования, в противном случае оно все более отчуждается от реального человека, игнорируя его собственный интерес.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-06-28
Как цитировать
Поливанова, Катерина, и Иван Смирнов. 2017. «Что в профиле тебе моем: Данные „ВКонтакте“ как инструмент изучения интересов современных подростков». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 134-52. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-134-152.
Выпуск
Раздел
По материалам международного симпозиума "Л.С. Выготский и современное детство"

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)