Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников

  • Елизавета Сивак Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Константин Глазков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: школьники, дети в городе, повседневная мобильность детей, география образования, образовательный досуг, география неструктурированного досуга

Аннотация

В ряде исследований отмечается важный образовательный потенциал города и фиксируется влияние характеристик района на образовательную идентичность детей и доступ к образовательным ресурсам. При этом остаются малоизученными условия и границы доступности города для ребенка, его актуальный «ареал обитания»: как далеко от дома гуляют дети и как расстояния меняются с возрастом ребенка, как часто дети посещают одни и те же места и как этот «ареал» зависит от характеристик ребенка. На материалах опроса московских школьников 5–10‑х классов рассматриваются базовые характеристики городской мобильности, в том числе повседневной: часто посещаемые места и расстояния до этих мест. Показано, что актуальный район ребенка находится в радиусе около одного километра от его дома; центральная часть города и соседние районы посещаются статистически значимо реже, чем места в актуальном районе. Сравнивая характеристики повседневной мобильности школьников с высокой и низкой академической успеваемостью, авторы установили, что среди школьников с высокой успеваемостью больше доля тех, для кого наиболее часто посещаемое место — это дополнительные занятия; однако связи размера «ареала обитания» школьников с успеваемостью не обнаружено. На данных опроса более 700 матерей школьников описаны места досуга, в том числе образовательного, детей и родителей. В семьях с высоким уровнем культурного капитала и прочным материальным положением совместный досуг более разнообразен, среди этих семей больше доля тех, кто посещал занятия для детей и родителей, публичные лекции или другие городские мероприятия. Такие семьи активнее других пользуются возможностями образовательного досуга, которые дает город.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-06-28
Как цитировать
Сивак, Елизавета, и Константин Глазков. 2017. «Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 113-33. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-113-133.
Выпуск
Раздел
По материалам международного симпозиума "Л.С. Выготский и современное детство"

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)