Социальный капитал студентов сквозь призму социальных сетей: анализ структуры и ключевых акторов

  • Екатерина Креховец Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Олег Польдин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: высшее образование, социальный капитал, социальные сети, популярность, помощь по учебе, дружба, центральность, посредничество

Аннотация

Социальный капитал студента, формирующийся во  время обучения в  вузе, является важным ресурсом наряду с получаемой профессиональной квалификацией. Рассматриваются социальные сети дружбы и сети помощи по учебным вопросам у первокурсников университета: исследуется структура сетей, рассчитываются их характеристики и оценивается взаимосвязь. Взаимодействия студентов на разных факультетах идентичны по характеру, что подтверждается схожей структурой, как сетей дружбы, так и сетей взаимопомощи. Выявлены статистически значимые корреляционные связи между сетевыми характеристиками входящих и исходящих связей, а также между успеваемостью студента и его положением в социальной сети однокурсников. Дружеские социальные связи более многочисленные, устойчивые и взаимные, чем связи помощи. В каждой сети есть учащиеся, занимающие ключевые позиции с точки зрения посредничества и популярности. Значимым фактором, влияющим на положение студента в сети взаимопомощи по учебе, является успеваемость. Авторы высказывают предположение, что учащиеся, занимающие ключевые позиции в сети как с точки зрения посредничества, так и с точки зрения популярности, имеют наилучшие возможности в использовании социального капитала.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-09-19
Как цитировать
Креховец, Екатерина, и Олег Польдин. 2016. «Социальный капитал студентов сквозь призму социальных сетей: анализ структуры и ключевых акторов». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 59-79. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-3-59-79.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования