Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии

  • Елена Карданова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Алена Пономарева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Евгений Осин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ильдар Сафуанов Институт математики и информатики Московского городского педагогического университета
Ключевые слова: школьное обучение, PISA, учителя математики, убеждения, традиционализм, конструктивизм, Nordic-Baltic Comparative Research in Mathematics Education

Аннотация

Для внедрения современных методов обучения необходимо изменить убеждения учителей. В понятии «убеждения» обобщаются концепции, взгляды и личная идеология учителя, которые лежат в основе его практики. Выделяются традиционные убеждения, согласно которым суть обучения состоит в прямой передаче знаний, и конструктивистские, ориентированные на построение знаний самими учащимися с помощью специально организованнойдеятельности. 390 учителей в Латвии, 332 учителя в Эстонии и 1096 учителей в Российской Федерации заполняли опросник Nordic-Baltic Comparative Research in Mathematics Education (NoRBA). Установлено, что различия между учителями разных стран — независимо от того, являются ли эстонские и латвийские учителя русскоговорящими, — статистически значимы по всем шкалам, участвовавшим в анализе. Все учителя реализуют свои убеждения в ежедневной практике в классах. В России 36% учителей имеют высокий уровень конструктивизма (26% в Латвии и 18% в Эстонии). В Латвии и Эстонии доля учителей, имеющих низкий уровень традиционализма (около 25% в обеих странах), превышает аналогичный показатель среди российских учителей (17,5%). Авторы приходят к выводу, что разные подходы к реформированию системы образования,  используемые в России, с одной стороны, и в прибалтийских государствах — с другой, привели к значимым различиям в убеждениях учителей математики.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-06-30
Как цитировать
Карданова, Елена, Алена Пономарева, Евгений Осин, и Ильдар Сафуанов. 2014. «Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 44-81. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-2-44-81.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)