Декомпозиция трудности заданий теста читательской грамотности

  • Алина Иванова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3340-7651
  • Инна Антипкина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-4865-3433
Ключевые слова: тестирование, чтение, начальная школа, моделирование трудности заданий, LLTM

Аннотация

Исследование посвящено декомпозиции трудности теста в зависимости от характеристик заданий (таких как формат, тип текста, к которому относится задание) и необходимых для ответа читательских действий (поиск информации в тексте, простые выводы, сложные выводы, критическая интерпретация текста). Выборку исследования составили учащиеся 4-х классов школ Красноярска, которые проходили компьютеризированный тест читательской грамотности «Прогресс» весной 2022 г. Исследование выполнено методом психометрического моделирования с использованием модели LLTM+e. Гипотеза исследования: декомпозиция трудностей заданий в тесте позволит показать, что необходимые для выполнения заданий читательские действия будут образовывать иерархию трудности, схожую с традиционными таксономиями, такими как таксономия Б. Блума, т. е. читательские умения, направленные на анализ, синтез, интерпретацию информации, будут придавать заданиям большую трудность, чем простые выводы, а те, в свою очередь, будут делать задания более трудными, чем читательские действия на поиск информации в тексте. Установлено, что принадлежность заданий к той или иной группе читательских умений является значимым фактором степени их трудности. Размеры эффектов не позволяют говорить о строгой иерархии, но при контроле других атрибутов задания на поиск информации в явном виде более просты для учащихся, чем задания на сложные выводы и на критическое осмысление текста.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Anderson L.W., Krathwohl D.R., Airasian P.W., Cruikshank K.A., Mayer R., Pintrich P.R., Raths J., Wittrock M.C. (eds) (2001) A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York, NY: Longman.

Bakai E.A., Yusupova E.M., Antipkina I.V. (2023) Chitayut ili delayut vid? Analiz povedeniya uchashchikhsya nachalʾnykh klassov pri vypolnenii zadaniy testa chitatelʾskoy gramotnosti [Reading or Pretending to Read? Analysis of the Behavior of Primary School Students during a Reading Comprehension Test]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 8–28. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-8-28

Becker A., Nekrasova-Beker T. (2018) Investigating the Effect of Different Selected-Response Item Formats for Reading Comprehension. Educational Assessment, vol. 23, no 4, pp. 296–317. http://dx.doi.org/10.1080/10627197.2018.1517023

Burnham K., Anderson D. (eds) (2002) Model Selection and Multi-Model Inference. A Practical Information-Theoretic Approach. New York, Berlin, Heidelberg: Springer.

De Boeck P., Bakker M., Zwitser R., Nivard M., Hofman A., Tuerlinckx F., Partchev I. (2011) The Estimation of Item Response Models with the lmer Function from the lme4 Package in R. Journal of Statistical Software, vol. 39, iss. 12. http://dx.doi.org/10.18637/jss.v039.i12

De Boeck P., Wilson M. (eds) (2004) Explanatory Item Response Models: A Generalized Linear and Nonlinear Approach. New York, NY: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978-1-4757-3990-9

Delgado P., Vargas C., Ackerman R., Salmerón L. (2018) Don't Throw Away Your Printed Books: A Meta-Analysis on the Effects of Reading Media on Reading Comprehension. Educational Research Review, vol. 25, November, pp. 23–38. http://dx.doi.org/10.1016/j.edurev.2018.09.003

Desjardins C.D., Bulut O. (2018) Handbook of Educational Measurement and Psychometrics Using R. Boca Raton, FL: CRC. http://dx.doi.org/10.1201/b20498

Douglas G. (1982) Issues in the Fit of Data to Psychometric Models. Education Research and Perspectives, vol. 9, no 1, pp. 32–43.

Effatpanah F., Baghaei P. (2021) Cognitive Components of Writing in a Second Language: An Analysis with the Linear Logistic Test Model. Psychological Test and Assessment Modeling, vol. 63, no 1, pp. 13–44.

Fischer G.H. (2005) Linear Logistic Test Models. Encyclopedia of Social Measurement (ed. K. Kempf-Leonard), Boston; London: Elsevier, pp. 505–514.

Fischer G.H. (1973) The Linear Logistic Test Model as an Instrument in Educational Research. Acta Psychologica, vol. 37, no 6, pp. 359–374. https://doi.org/10.1016/0001-6918(73)90003-6

Gosteva Yu.N., Kuznetsova M.I., Ryabinina L.A., Sidorova G.A., Chaban T. Yu. (2019) Teoriya i praktika otsenivaniya chitatel´skoy gramotnosti kak komponenta funktsional´noy gramotnosti [Theory and Practice of Reading Literacy as a Component of Functional Literacy]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, vol. 1, no 4 (61), pp. 34–57.

Lang J.W., Tay L. (2021) The Science and Practice of Item Response Theory in Organizations. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, vol. 8, pp. 311–338. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-061705

Lenkeit J., Chan J., Hopfenbeck T.N., Baird J.A. (2015) A Review of the Representation of PIRLS Related Research in Scientific Journals. Educational Research Review, vol. 16, October, pp. 102–115. http://dx.doi.org/10.1016/j.edurev.2015.10.002

Linacre J.M. (2004) Rasch Model Estimation: Further Topics. Journal of Applied Measurement, vol. 5, no 1, pp. 95–110.

Mair P., Hatzinger R., Maier M.J., Rusch T., Mair M.P. (2020) ERm: Extended Rasch Modeling. 1.0-2. Available at: https://cran. r-project. org/package= eRm (accessed 17 September 2023).

Mead R. (2008) A Rasch Primer: The Measurement Theory of Georg Rasch. Psychometrics Services Research Memorandum 2008–001. Maple Grove, MN: Data Recognition Corporation. Available at: http://www.edmeasurement.net/8226/Mead-2008-Rasch-primer.pdf (accessed 13 September 2023).

Melentieva Yu.P. (2015) Obshchaya teoriya chteniya [Theory of Reading]. Moscow: Nauka.

Mullis I.V., Martin M.O., Sainsbury M. (2016) PIRLS 2016 Reading Framework. Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, pp. 11–29.

OECD (2019) PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD. https://doi.org/10.1787/b25efab8-en

Pearson P.D., Johnson D.D. (1978) Teaching Reading Comprehension. New York, NY: Holt, Winehart and Winston.

Rahman T., Alexander P.A., Chae S.E. (2022) Reader Attributes, Task Attributes, and Reading Comprehension Proficiency: The Relation Revealed by Two Analytic Approaches. Reading Psychology, vol. 43, no 7, pp. 495–522. http://dx.doi.org/10.1080/02702711.2022.2126044

Støle H., Mangen A., Schwippert K. (2020) Assessing Children's Reading Comprehension on Paper and Screen: A Mode-Effect Study. Computers & Education, vol. 151, March, Article no 103861. http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103861

Schwippert K., Lenkeit J. (eds) (2012) Progress in Reading Literacy in National and International Context. The Impact of PIRLS 2006 in 12 Countries. Münster: Waxmann Verlag.

Thompson B., Gipe J.P., Pitts M.M. (1985) Validity of the Pearson‐Johnson Taxonomy of Comprehension Questions. Reading Psychology: An International Quarterly, vol. 6, no 1–2, pp. 43–49. https://doi.org/10.1080/0270271850060105

Verguts T., De Boeck P. (2000) A Note on the Martin-Löf Test for Unidimensionality. Methods of Psychological Research, vol. 5, no 1, pp. 77–82.

Warren W., Nicholas D., Trabasso T. (1979) Event Chaince and Inferences in Understanding Narratives. New Directions in Discourse Processing, Vol. 2. Advances in Discourse Processing (ed. R.O. Freedle), Norwood, N.J.: Ablex Publication Corporation. https://doi.org/10.1017/S002222670000685X

Whitely S.E. (1983) Construct Validity: Construct Representation Versus Nomothetic Span. Psychological Bulletin, vol. 93, no 1, pp. 179–197. https://doi.org/10.1037/0033-2909.93.1.179

Woodcock S., Howard S.J., Ehrich J. (2020) A Within-Subject Experiment of Item Format Effects on Early Primary Students’ Language, Reading, and Numeracy Assessment Results. School Psychology, vol. 35, no 1, pp. 80–87. http://dx.doi.org/10.1037/spq0000340

Wright B.D. (1996) Reliability and Separation. Rasch Measurement Transactions, vol. 9, no 4, p. 472.

Zuckerman G.A., Kovaleva G.S., Baranova V.Yu. (2018) Chitatel´skie umeniya rossijskikh chetveroklassnikov: uroki PIRLS‐2016 [Reading Literacy of Russian Fourth-Graders: Lessons from PIRLS-2016]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 58–78. https://doi.org/10.17323/1814‐9545‐2018‐1‐58‐78

Опубликован
2023-11-06
Как цитировать
ИвановаАлина, и Инна Антипкина. 2023. «Декомпозиция трудности заданий теста читательской грамотности». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь). https://doi.org/10.17323/vo-2023-16925.
Выпуск
Раздел
Специальный выпуск «Психометрические исследования»