В поисках утраченных профилей: достоверность данных «ВКонтакте» и их значение для исследований образования

  • Иван Смирнов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елизавета Сивак Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Яна Козьмина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: вузы, социальные сети, школы, сети дружбы, академическая успеваемость, анализ социальных сетей, «ВКонтакте», достоверность данных

Аннотация

Потенциал социальной сети «ВКонтакте» как источника информации начинает использоваться в исследованиях образования, однако о качестве данных, которые можно получить с помощью этой социальной сети, и о смещениях выборки ее пользователей относительно общей популяции учащихся до сих пор известно недостаточно. Исследуется достоверность данных «ВКонтакте» на примере одной школы (766 учащихся) и одного университета (15 757 учащихся). Описывается процедура сопоставления профилей на «ВКонтакте» с реальными школьниками и студентами. Непосредственное сопоставление позволяет обнаружить около 18% учащихся. Предлагаемый в статье метод дает возможность увеличить этот показатель до 88% для школьников и 93% для студентов. Оцениваются различия между теми учащимися, которые были найдены на «ВКонтакте», и теми, которые не были найдены, по ряду существенных характеристик, таких как успеваемость, пол и возраст. Анализируется соответствие социальных связей, восстановленных по данным «ВКонтакте», реальной социальной структуре образовательного учреждения. Показано, что в виртуальном пространстве воспроизводится разделение университета на кампусы и на образовательные программы,
а школы — на корпуса и классы. Полученные результаты вносят вклад в решение важных для данной научной области вопросов: насколько сведения из социальной сети соответствуют реальности, как можно повысить их точность и как они могут использоваться в исследованиях образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-12-20
Как цитировать
Смирнов, Иван, Елизавета Сивак, и Яна Козьмина. 2016. «В поисках утраченных профилей: достоверность данных „ВКонтакте“ и их значение для исследований образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 106-22. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-106-122.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)