Вступительный комментарий к статье Джеймса Пола Джи «Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI в.»

  • Катерина Поливанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: обучение, оценивание, теория деятельности, самооценка, игра, интериоризация, социальные группы

Аннотация

Поливанова Катерина Николаевна — доктор психологических наук, профессор департамента образовательных программ Института развития образования НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: kpolivanova@mail.ru 

Анализируется концепция присвоения нового знания, выдвинутая Дж.П. Джи. Резюмируются ее основные положения, выстраивается логика аргументации, обсуждается форма выражения. Проводятся параллели заявленных в статье тезисов с отечественными исследованиями структуры деятельности, игры и самооценки.

Рассматривается понятие «идентичность», выделенное автором статьи как начальный этап любой деятельности человека, подразумевающий осознание новичком себя частью той или иной социальной группы и принятие ее системы оценок. Обсуждаются проблема идентичности школьника в процессе обучения, риски возникновения причастности не к учебным дисциплинам, а к понятийной сфере «хороший ученик». Идентичность правилам образования приводит к искажению мотивации к познавательной деятельности, создается установка на обучение не ради получения знаний, а во избежание возможных санкций в случае невыполнения тех или иных обязательств.

В контексте отечественной версии теории деятельности анализируется выдвинутое автором утверждение о самооценке как своеобразной максиме процесса обучения. Отмечается новизна взгляда на самооценку как способ поддержания субъектом своей идентичности.

Обсуждаются значение игры в образовательной практике, а также вопрос соотносимости знания и компетенции. Представлена позиция Дж.П. Джи относительно применения формального оценивания. Рассматриваются приводимые автором статьи примеры способов обучения в XXI в., потенциал которых открывается с появлением новых возможностей моделирования учебных сред.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-15
Как цитировать
Поливанова, Катерина. 2013. «Вступительный комментарий к статье Джеймса Пола Джи „Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI в.“». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (октябрь), 69-72. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-1-69-72.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)