Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте. Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012

  • Юлия Тюменева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Алена Вальдман Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Мартин Карной Педагогический институт Стэнфодского университета
Ключевые слова: математика, школьное обучение, PISA, контекстные задания, TIMSS

Аннотация

Цель исследования — оценить связь степени сформированности предметных знаний и умений с их переносом в неакадемический контекст. Работа основана на анализе российских данных международных исследований TIMSS и PISA. Задания TIMSS связаны скорее с владением предметным содержанием, задания PISA — с умением применять предметное знание в широком жизненном контексте. Выборка — 4241 школьник из России, принявший участие как в TIMSS-2011, так и в PISA-2012. На основании средних результатов каждого учащегося в математических заданиях TIMSS (PV) все учащиеся были разделены на шесть групп. Определены 10 и 20 самых трудных заданий PISA на основании однопараметрической модели Раша. Подсчитан процент самых трудных заданий PISA, решенных в каждой TIMSS- группе. Этот показатель выступил мерой способности учащихся переносить предметные знания в новый контекст и применять их для решения реальных жизненных задач. В результате была выявлена положительная связь между уровнем сформированности предметного знания и способностью перенести и применить его в ситуации, приближенной к реальной: чем лучше учащийся владеет предметным материалом по математике, тем с большей вероятностью он сможет применить это знание для решения проблемы в неакадемическом контексте. Однако эта связь не является линейной: только владение материалом на самом высоком уровне значительно облегчает перенос. Средние уровни владения предметным материалом мало дифференцируют успешность в контекстуальных задачах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-03-23
Как цитировать
Тюменева, Юлия, Алена Вальдман, и Мартин Карной. 2014. «Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте. Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 8-24. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-1-8-24.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>