Что дает год обучения российскому школьнику. На материалах PISA-2009: грамотность чтения

  • Юлия Тюменева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Юлия Кузьмина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: школа, чтение, образовательные траектории, эффективность обучения, межстрановые сравнения, общеобразовательные программы, профессиональные программы, предпрофессиональные программы

Аннотация

Тюменева Юлия Алексеевна — кандидат психологическихнаук, старший научный сотрудник Центра мониторинга качестваобразования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: jutu@yandex.ru

Кузьмина Юлия Владимировна — аналитик Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: papushka@mail.ru

На данных PISA-2009 (чтение) исследовалась эффективность одного года обучения в семи странах: России, Чехии, Венгрии, Словакии, Германии, Канаде и Бразилии. Использовалась инструментальная переменная, что позволило оценить эффект одного года обучения нестрогим методом разрывности регрессии. Анализ проведен как для общей и профессиональной программ обучения совокупно, так и отдельно для общеобразовательных школ. Установлено, что в России для учащихся всех программ совокупно эффективность одного года школьного обучения незначима. В странах, практикующих раннее разделение на общую и профессиональную программы, эффективность обучения ниже, чем в странах, где все 15-летние обучаются на общей программе. Эффективность одного года обучения для учащихся общеобразовательных программ значима во всех странах. Для учащихся профессиональных программ характерна низкая эффективность обучения по сравнению с общеобразовательной траекторией. Сила и направление связи социально-экономического статуса семьи и эффективности школьного обучения сильно зависят от системы образования и варьируют от страны к стране. Для России, так же как для некоторых других стран, эффективность обучения не зависит от социально-экономического статуса учащихся. Обсуждается значение полученных результатов для оценки эффективности обучения, и в частности для справедливого оценивания национальных достижений в странах с разным набором образовательных траекторий.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-15
Как цитировать
Тюменева, Юлия, и Юлия Кузьмина. 2013. «Что дает год обучения российскому школьнику. На материалах PISA-2009: грамотность чтения». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (октябрь), 107-35. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-1-107-135.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)