Комментарии международных экспертов к докладу экспертной группы «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе»

  • Майкл Барбер
  • Мартин Карной Педагогический институт Стэнфодского университета, Stanford University, School of Education, Stanford, California 94305
  • Альберто Родригес
  • Дзяонань Као
  • Тоби Линден
  • Андреас Шляйхер Организация экономического сотрудничества и развития, 2, rue André Pascal, 75775 Paris Cedex 16, France
  • Дэвид Хокер

Аннотация

Барбер Майкл (Michael Barber) — профессор, главный советник министра образования Великобритании по школьным стандартам (1997–2001), руководитель глобальной исследовательской программы Pearson в области образовательной политики и влияния продуктов и услуг компании на результаты обучения (Лондон). Эл. адрес: krdonnelly @pearson.com 
Адрес: Institute for Public Policy Research, 4th Floor, 14 Buckingham Street, London WC2N 6DF, UK.

Карной Мартин — профессор Стэнфордского университета, всемирно известный исследователь в области экономического образования. В круг его научных интересов входят также международные сопоставительные исследования. С 2011 г. — научный руководитель международной лаборатории анализа образовательной политики Института развития образования НИУ ВШЭ.

Родригес Альберто — руководитель сектора образования Всемирного банка в Европе и Центральной Азии. Занимается вопросами реформы образовательных систем, ее влиянием на национальную конкурентоспособность, имеет большой опыт исследований в области стратегического развития, управления и финансирования образования. Руководил проектами Всемирного банка в области образования в Бразилии, Колумбии, Доминиканской Республике, Тринидаде и Тобаго, Индонезии, Казахстане, Литве и других странах.В прошлом заместитель министра образования Колумбии.

Као Дзяонань — координатор программ обучения и подготовки Всемирного банка, в прошлом руководитель департамента Министерства образования Китая.

Линден Тоби — ведущий специалист Всемирного банка по образованию, руководитель программы Всемирного банка по образованию в Индии. Будучи руководителем Европейского фонда образования цыган, в течение 12 лет работал над улучшением результатов образования самого бедного из национальных меньшинств Европы.

Шляйхер Андреас — руководитель отдела по индикаторам и анализу образованияОрганизации экономического сотрудничества и развития, один из ведущих в Европе специалистов в области образовательной статистики, создатель и координатор исследований PISA.

Хокер Дэвид — профессор Колледжа профессиональной подготовки учителей в Лондоне, директор департамента по делам детей, образования, непрерывного обучения и профессиональной подготовки правительства Уэльса (Великобритания). Эксперт в области оценки качества образования и услуг для детей, а также в области реформирования систем.

Дана оценка эффективности предложенных в докладе сценариев развития российской системы школьного образования. На следующих этапах исследования рекомендуется разработать четкий стратегический план реализации предложенных мер, провести критический анализ имеющихся ресурсов для достижения положительных результатов преобразований, определить политические, социальные и бюджетные последствия выбора того или иного сценария. Указывается на необходимость исследования эволюции российской системы образования, в том числе в сравнении с международным опытом. Предлагается конкретизировать меры для каждой возрастной группы детей. Разработку стратегии развития общего образования рекомендуется осуществлять на основе анализа эффективности тех или иных мер по итогам пилотных проектов.

В результате анализа образовательных достижений российских школьников выявлена тенденция к понижению уровня обученности. Рекомендуется осуществлять меры по развитию у школьников навыков критического мышления и стратегии понимания информации. Обнаружены значительные различия в образовательном уровне российских школьников из семей разного социально-экономического положения в сравнении с учащимися школ других стран из семей с аналогичным статусом, в связи с чем рекомендуется уделить особое внимание повышению образовательного уровня учащихся из малообеспеченных семей в неблагополучных школах.

Предлагаются варианты преодоления диспропорции в обеспеченности ресурсами школ разных регионов страны. Предложены варианты стимулирования педагогов разных возрастных групп. Отмечается, что для формирования полноценного представления о факторах, обусловливающих эффективное развитие образовательной системы, целесообразно было бы изучить влияние деятельности директоров школ на качество образовательного процесса. Предлагается рассмотреть международный опыт применения модели подотчетности и установления автономии школ. Даны оценки влиянию доступности дошкольного образования на систему общего образования.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
Барбер, Майкл, Мартин Карной, Альберто Родригес, Дзяонань Као, Тоби Линден, Шляйхер Андреас, и Дэвид Хокер. 2013. «Комментарии международных экспертов к докладу экспертной группы „Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе“». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (ноябрь), 59-73. https://vo.hse.ru/article/view/15517.
Выпуск
Раздел
Образовательная политика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)