Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры
Аннотация
Поливанова Катерина Николаевна - доктор психологических наук, профессор Института образования НИУ ВШЭ.E-mail: kpolivanova@mail.ru.
Сазонова Елена Валериевна - аспирантка Психологического института РАО. E-mail: sazonova_ev@mail.ru.
Адрес: 119019, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.
Шакарова Марта Автандиловна - кандидат психологических наук, исследователь рекрутингового агентства ООО «Бигл». E-mail:roxish@mail.ru. Адрес: 115280, Москва,ул. Ленинская слобода, д. 19.
Изменение обстоятельств взросления современных детей по сравнению с условиями, в которых росли их родители, трактуется как углубление «кризиса детства». Подчеркивается необходимость новых исследований в области психологии развития, которые применяли бы культурно-исторический подход на современном материале. Представлены два эмпирических исследования: сюжетно-ролевой игры дошкольников на основе современных мультсериалов и подросткового чтения на материале книг Дж. Роулинг. Показано, что игра современных дошкольников обладает развивающим потенциалом, а ее сюжеты воспроизводят сложные коллизии в отношениях между людьми. Исследование причин популярности книг о Гарри Поттере обнаружило особую чувствительность подростков к характеристикам действия — яркого, героического, с неизвестным результатом.