Фиктивная эффективность: что на самом деле оценивал Мониторинг эффективности образовательных организаций

  • Катерина Губа Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Михаил Соколов Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Анжелика Цивинская Европейский университет в Санкт-Петербурге
Ключевые слова: высшее образование в России, оценки эффективности в образовании, эффективность организации, Мониторинг эффективности образовательных организаций

Аннотация

Мониторинг эффективности образовательных организаций, проводимый в РФ с 2012 г., послужил одним из основных инструментов «оптимизации вузовской сети», которая привела к сокращению числа образовательных организаций в России более чем в 1,5 раза. Авторы анализируют показатели, учитываемые мониторингом, с тем чтобы оценить, к каким эффектам привело их использование в этом качестве. По их мнению, в основание мониторинга положено смешение двух разных пониманий эффективности — как способности организации достигать социально значимых целей (результативность) и как способности достигать эффекта с минимальными затратами (оптимальность). Результаты мониторинга используются в соответствии с пониманием эффективности как оптимальности (смена руководства, слияние), хотя статистический анализ показателей показывает, что шансы того или иного университета занять предпочтительную позицию в значительной степени определяются его структурными характеристиками — особенностями региона и группы вузов. Такой способ оценивания фактически привел к дискриминации вузов, которым не повезло обладать желательными «врожденными» свойствами. Эти выводы основаны на результатах применения логистической регрессии, оценивающей шансы вуза оказаться эффективным в 2014 г. по различным показателям, и модели пропорционального риска Кокса, анализирующей вероятность выживания вуза в 2013–2017 гг.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-03-25
Как цитировать
Губа, Катерина, Михаил Соколов, и Анжелика Цивинская. 2020. «Фиктивная эффективность: что на самом деле оценивал Мониторинг эффективности образовательных организаций». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 97-125. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-97-125.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования