Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения

  • Михаил Гасинец Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анастасия Капуза Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Мария Добрякова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: образовательные реформы, агентность учителей, реформы содержания образования, академический успех школьников

Аннотация

Во всем мире образовательные реформы в целом и реформы содержания образования в частности сталкиваются с трудностями в реализации. Важным фактором успешного осуществления таких реформ исследователи считают агентность учителя — его активную самостоятельную деятельность, направленную на преобразование привычных школьных практик и рутин. Высокий уровень агентности не может быть достигнут без убежденности в собственной способности значимо влиять на результаты своей работы и в своей компетентности. 
Проведено исследование с целью выяснить, какую роль российские учителя отводят школе, семье и самим учащимся в формировании учебного успеха школьников, а также как объясняют свой выбор. С применением стратегии смешивания методов анализируются результаты всероссийского опроса более 4000 учителей и 12 фокус-групп с общим числом участников более 100 человек. 
Установлено, что более половины учителей не относят свою работу и другие школьные факторы к числу главных в деле формирования академического успеха школьников. Учителя склонны приписывать решающее значение усилиям самого ребенка и вкладу семьи. Среди учителей распространено мнение, что главные факторы академического успеха лежат вне их контроля. Школа выполняет лишь инструментальную функцию раскрытия того потенциала, который заложен в ребенка семьей. Таким образом, среди учителей распространены установки, которые не способствуют тому уровню агентности, который стимулировал бы их к преобразованию привычных практик в ходе реформ содержания образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-03-17
Как цитировать
Гасинец, Михаил, Анастасия Капуза, и Мария Добрякова. 2022. «Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 75-97. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-75-97.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)