Уроки ЕГЭ как системного проекта
Аннотация
Подготовлено по материалам семинара, посвященного юбилею В.А. Болотова
Участники:
Болотов Виктор Александрович — вице-президент Российской академии образования;
Ершов Андрей Геннадиевич — директор Федерального института педагогических измерений;
Кузьминов Ярослав Иванович — ректор НИУ «Высшая школа экономики»;
Ливанов Дмитрий Викторович — министр образования и науки Российской Федерации;
Майоров Алексей Николаевич — заместитель проректора НИУ ВШЭ;
Положевец Петр Григорьевич — главный редактор «Учительской газеты»;
Рачевский Ефим Лазаревич — директор центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы;
Татур Александр Олегович — руководитель Московского центра качества образования;
Филиппов Владимир Михайлович — ректор Российского университета дружбы народов;
Фрумин Исак Давидович — научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ;
Шаулин Валентин Николаевич — начальник управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора.
Рассматривается история создания технологии Единого государственного экзамена (ЕГЭ), формирования первой команды разработчиков, а также этапы и принципы проведения эксперимента по внедрению национального тестирования в регионах РФ; называются индикаторы успешности проекта. Подчеркивается, что цель эксперимента — создание технологии, пригодной для применения во всех регионах страны с их разнообразием условий, технологии, которой доверяли бы большинство выпускников и абитуриентов, их родители, большинство вузов и школ. Особое внимание уделено неправомерному использованию результатов ЕГЭ (создание рейтингов школ и образовательных систем муниципалитетов и субъектов Федерации, оценивание эффективности деятельности губернаторов, аттестация педагогов по итогам ЕГЭ).
Выделены основные достоинства ЕГЭ и его преимущества перед прежней системой оценки знаний выпускников школ, отмечены упущения, которые были совершены во время разработки и реализации проекта. Обсуждается оправданность затраченного на подготовку и запуск проекта времени.
Первоочередными задачами развития ЕГЭ авторы проекта считают совершенствование содержания контрольно-измерительных материалов, усиление ориентации на компетентностный подход, введение дифференциации экзаменов по русскому языку и математике на базовые и профильные, обеспечение информационной безопасности. Отмечается необходимость проведения исследований по изучению роли и места ЕГЭ в оценке работы учителей и эффективности деятельности образовательных учреждений. Обсуждается значение введения ЕГЭ как главной образовательной реформы и как социального проекта новой России.