От редакции: журнал открывает дискуссию по проекту стандартов старшей школы

  • Вопросы образования От редакции

Аннотация

Стоит ли напоминать события, которые привели к всеобщему взрыву, но облегчения и ясности не принесли? Наверное, стоит. Как мы помним, сначала тлел, а потом все упорней разгорался пожар слухов. Первый язычок реального пламени показался в середине ноября. Совсем ненадолго — мелькнул и исчез. Документ стандарта, представленный на сайте standart.edu.ru, продержался всего несколько дней с 17 ноября. В том ноябрьском, быстро исчезнувшем варианте сразу стали очевидны разные слои текста: ясные и непонятые аудиторией. В этом столкновении завязались главные интриги, родились новые слухи, неизбежно по ходу дела многое искажавшие. Путаница началась с часовыми пропорциями, объемами (то ли это часы, то ли количество предметов), с финансовыми обязательствами, которые государство готово взять на себя: какую-то часть школьного курса оно оплатит, а какую-то оставит для самостоятельной «покупки» родителям. Возникло немало спорных вопросов: что такое углубленное изучение и насколько оно подкреплено отведенным количеством времени, сколько вообще предметов необходимо и достаточно для выбора. По сценарию разработчиков и министерства 15 февраля 2011 г. планировалось завершить дебаты и утвердить стандарт. Но этого не произошло, потому что на наших глазах начал разворачиваться контрсценарий. Отправная точка — письмо Сергея Волкова, учителя русского языка и литературы школы № 57, главного редактора газеты «Литература», опубликованное в Сети 28 января. Оно собрало двадцать с лишним тысяч подписей и вызвало новый виток обсуждений и вмешательство премьера В. В. Путина, отправившего стандарт на исправление разработчикам. В марте появилась новая редакция. А в апреле — третий вариант. Общей и неизменной осталась ключевая идея: возможность выбора дисциплин и изучения их на разных уровнях. А вот детали изменились. Существенно переработаны правила формирования учебного плана. В предметной области «филология» выбирается не менее одного предмета при обязательном курсе «русский язык и литература» на базовом или профильном уровне. В раздел «общественные науки» входит курс «Россия в мире» — раньше он рассматривался самостоятельно. И здесь изучается уже не менее двух предметов при обязательном выборе интегрированного курса «Россия в мире». Выделена отдельная предметная область — «физическая культура и ОБЖ», где выбирается не менее двух предметов. В проекте стандартов появились новые разделы: «государственная итоговая аттестация» и «кадровые условия», в которых четко сформулировано, что должен уметь и какими знаниями должен обладать учитель старшей школы. Устанавливаются три обязательных экзамена в формате ЕГЭ: русский и литература, математика и иностранный язык. Причем на том уровне, который выбирает ребенок, — тем самым расширяется право выбора. Многие мнения, высказанные в ходе дискуссий, и замечания экспертов учтены при доработке стандарта. Однако мы не считаем, что тема закрыта, и теперь, когда споры, во многом вызванные непониманием, утихли, приглашаем к содержательной и спокойной дискуссии на страницах нашего журнала, которая поможет не только проанализировать предмет спора, но и осмыслить наш дискуссионный опыт, к сожалению, не всегда продуктивный. Сегодня вашему вниманию представлены мнения двух экспертов — А. И. Любжина и Л. Л. Любимова.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-21
Как цитировать
От редакции Вопросы образования. 2013. «От редакции: журнал открывает дискуссию по проекту стандартов старшей школы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 181-82. https://vo.hse.ru/article/view/15237.
Выпуск
Раздел
Дискуссия