Философия либерального образования: контексты

  • Виталий Куренной Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: индустриальное общество, постиндустриальное общество, либеральное образование, Вильгельм фон Гумбольдт, свободное образование в Античности, немецкая классическая философия образования, советский дискурс культурной политики, общество модерна

Аннотация

В первой статье, посвященной философии либерального образования (Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 1), были систематически изложены его основные принципы: 1) образование на протяжении всей жизни; 2) академическая свобода; 3) значение опыта и практики; 4) критическое мышление и гражданские компетенции; 5) развитие компетенций, а не накапливание знаний; 6) приоритет общего образования перед специальным; 7) «научиться учиться»; 8) принцип самостоятельного деятельного усилия; 9) политическая нейтральность; 10) интерактивность и сократический диалог. В настоящей статье либеральная модель образования контекстуализирована в двух основных аспектах: историческом и социально-теоретическом. В рамках исторического аспекта рассматриваются три вопроса: 1) античные истоки либеральной модели образования; 2) немецкая классическая философия университета как непосредственный источник формулировки ее принципов; 3) траектории появления элементов либерального дискурса образования в языке российской образовательной и культурной политики. В рамках социально-теоретического аспекта также рассмотрены три вопроса: 1) социальный контекст появления либеральной модели образования (фаза формирования общества модерна); 2) социальные условия кризиса либеральной модели (стабилизировавшееся индустриальное общество модерна); 3) актуальность либеральной модели в период позднего модерна.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-06-16
Как цитировать
Куренной, Виталий. 2020. «Философия либерального образования: контексты». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 8-36. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-8-36.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования