Кадровая ситуация в школе: мнение учителей

  • Татьяна Клячко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; РАНХиГС
  • Елена Семионова Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
  • Галина Токарева Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
Ключевые слова: учителя, мониторинг, социологическое исследование, общее (школьное) образование, профессиональная деятельность

Аннотация

Учителя играют ключевую роль в достижении целей государственной политики в сфере общего образования, в частности в повышении образовательных результатов школьников. Постоянные изменения, которые происходят в последние годы в области образования, не могут не оказывать влияния на содержание и условия профессиональной деятельности педагогов. Изучение мнения учителей о состоянии и развитии системы общего образования, а также их самоидентификации должно стать обязательным элементом при формировании государственной политики в сфере общего образования.
В основе проведенного исследования лежат данные Мониторинга общего образования, проведенного Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2020 г. в Новгородской, Нижегородской и Тульской областях. Опрос проводился в начале марта 2020 г., когда еще не произошел экстренный переход школ на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса. Поэтому в статье почти не отражены изменения в отношении учителей к их профессии и труду, обусловленные резким изменением формата педагогической деятельности. Вместе с тем результаты мониторинга могут служить отправной точкой при анализе постковидной ситуации в системе общего образования.
Несмотря на принимаемые государством меры по обновлению педагогического состава школ, существенных сдвигов в данной сфере не происходит. Зачастую сами учителя не готовы к обновлению кадрового состава школ и выдвигают в качестве причины недовольства изменениями связанное с ними ослабление профессионального уровня коллектива. Молодежь, в свою очередь, все чаще выбирает профессию учителя случайно, ищет дополнительные источники дохода внутри или вне системы образования и готова в любой момент покинуть школу. Авторы делают вывод,что привлечение молодежи в школу должно сопровождаться дополнительными управленческими решениями по повышению эффективности работы школьной команды в ситуации обновления кадрового состава.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-12-15
Как цитировать
Клячко, Татьяна, Елена Семионова, и Галина Токарева. 2020. «Кадровая ситуация в школе: мнение учителей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 232-49. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-232-249.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования