Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании

  • Юлия Керша Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: социальное неравенство, академические достижения, образовательное неравенство, социально-экономическая композиция школы, квазиэкспериментальные методики, отбор подобного по вероятности

Аннотация

По результатам зарубежных исследований можно заключить, что социально-экономическая композиция (СЭК) является одним из главных факторов образовательного неравенства на уровне школы. Предполагается, что школьная композиция вносит самостоятельный вклад в формирование академических достижений сверх индивидуальных характеристик школьников. Однако анализ методологии большинства работ дает основания усомниться в существовании такого эффекта.
Проведено исследование с целью оценить причинно-следственную связь между школьной социально-экономической композицией и академическими достижениями учащихся. На данных панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» применяются методы многоуровневого регрессионного анализа и отбора подобного по вероятности (PSM) для оценки эффекта от одного года обучения в старшей школе с низкой СЭК и в школе с высокой СЭК. Сопоставляются размеры эффекта, полученные корреляционным и квазиэкспериментальным методом.
Результаты проведенного анализа подтверждают, что школьная СЭК является одним из ключевых факторов формирования неравенства среди российских школ. При этом неравенство в разрезе школьной композиции не в полной мере совпадает с территориальным. Оценка эффекта от года обучения в 9‑м классе показывает, что учащиеся с одинаковыми индивидуальными характеристиками могут потерять до четверти стандартного отклонения в баллах PISA‑2012 при попадании в школу с низкой СЭК. Обучение в школе с высокой СЭК привело бы тех же самых школьников к более высоким академическим достижениям к концу 9‑го класса. Негативный эффект выявлен одновременно для двух предметных областей, что позволяет выдвинуть гипотезу о систематическом воздействии социально-экономической композиции на образовательные результаты в целом. В заключении обсуждаются практическая и научная значимость полученных результатов, а также основные направления дальнейших исследований в данной области.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-12-14
Как цитировать
Керша, Юлия. 2020. «Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 85-112. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-85-112.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования