Некогнитивные характеристики и выбор в сфере высшего образования

  • Ксения Рожкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Сергей Рощин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: теория человеческого капитала, высшее образование, некогнитивные навыки, Большая пятерка, локус контроля

Аннотация

Некогнитивные навыки, формирование которых обусловлено генетикой и ранними этапами социализации, являются важным компонентом человеческого капитала, влияющим на многие экономические и социальные результаты деятельности человека в течение его жизни. Одним из каналов влияния в данном случае может выступать индивидуальный образовательный выбор. Исследование фокусируется на вкладе некогнитивных навыков в выбор траектории в высшем образовании: в наличие намерений продолжать обучение в вузе, вероятность получения высшего образования, выбор направления обучения и уровня селективности вуза. Эмпирической основой исследования послужили данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2011 и 2016–2018 гг. Для оценки некогнитивных навыков используются две наиболее влиятельные психологические концепции—Большая пятерка и локус контроля. Анализируются образовательные намерения подростков в возрасте 15–19 лет, а также состоявшийся образовательный выбор молодежи в возрасте от 23 до 29 лет. Для анализа используются пробит-модели, мультиномиальные и упорядоченные логит-регрессии. Установлено, что ключевыми с точки зрения образовательных намерений и результатов являются такие психологические факторы, как открытость новому опыту, невротизм, добросовестность и внутренний локус контроля, однако результаты варьируют в зависимости от социально-экономических характеристик и пола респондентов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-12-13
Как цитировать
Рожкова, Ксения, и Сергей Рощин. 2021. «Некогнитивные характеристики и выбор в сфере высшего образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 35-73. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-35-73.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)