Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского

  • Дмитрий Леонтьев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Анна Лебедева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Василий Костенко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: личностное развитие, культурно-историческая теория, Л. С. Выготский, самосознание, позитивная психология личности

Аннотация

Обобщаются взгляды Л. С. Выготского на личность и личностное развитие. Проведенное теоретико-методологическое исследование позволило реконструировать неклассический подход Выготского к анализу личности. Центральной смысловой единицей его культурно-исторической теории выступает идея овладения человеком собственной психикой, через которую трактуется в том числе и личностное развитие. Процессы самосознания и рефлексии представляют собой результаты овладения человеком своей собственной природой, а личность являет собой «высший синтез» психических функций, имеющих культурно-историческую основу. Инвалидность в системе взглядов Выготского представляет собой одно из специфических условий («затрудненных условий»), при которых личностное развитие подчиняется законам нормального и осуществляется за счет механизмов компенсации и конструирования «обходных путей». Авторы приходят к выводу, что подход Выготского к анализу личности представляет собой неклассический вариант позитивного подхода в психологии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-06-27
Как цитировать
Леонтьев, Дмитрий, Анна Лебедева, и Василий Костенко. 2017. «Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 98-112. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-98-112.
Выпуск
Раздел
По материалам международного симпозиума "Л.С. Выготский и современное детство"