Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей

  • Татьяна Клячко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; РАНХиГС
  • Елена Семионова Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
  • Галина Токарева Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
Ключевые слова: мониторинги, эффективность школьного образования, профессиональная деятельность учителей, образовательные результаты школьников

Аннотация

Представлены результаты проведенного Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС в 2018 г. Мониторинга эффективности школы, в рамках которого состоялся социологический опрос учителей и родителей учащихся, а также руководителей общеобразовательных организаций разных типов поселений, дифференцированных по уровню социально-экономического развития, об успешности и неуспешности школьников в обучении. В ходе исследования проанализированы также официальные статистические данные.

Безусловно признавая зависимость успеваемости учащихся от профессионализма преподавателя, учителя не менее важными причинами низких образовательных результатов школьников считают невнимание родителей к обучению их детей, воспитание ребенка в неблагополучной семье, проблемы со здоровьем, а также недостаточно ответственное отношение самих учащихся к учебе. Педагоги указывают на увеличение по мере взросления школьников, особенно к 8–9-му классу, доли детей, не способных в полной мере освоить школьную программу. В 10– 11-х классах показатели успеваемости повышаются, что может быть связано с уходом части учащихся из школы после окончания 9-го класса.

Большинство родителей оценивают успеваемость своих детей в школе как хорошую или даже отличную. Вместе с тем родители, так же как и учителя, отмечают снижение образовательных результатов учащихся в основной школе. Семьи объясняют неуспешность детей отсутствием способностей к отдельным предметам, сложностью учебных программ, снижением интереса школьников к учебе. Лишь 9,3% родителей считают одним из факторов невысоких образовательных результатов качество профессиональной деятельности учителей. Чем ниже уровень доходов семьи, тем чаще родители отмечают низкую успеваемость своих детей в школе. Влияние уровня благосостояния семьи на успеваемость ребенка в школе может быть объяснено, в частности, возможностями родителей по организации дополнительных занятий, включая оплату услуг репетиторов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-12-12
Как цитировать
Клячко, Татьяна, Елена Семионова, и Галина Токарева. 2019. «Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 71-92. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-71-92.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования