Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей

  • Инна Антипкина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Кристина Любицкая Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анастасия Нисская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: младшая школа, родительская вовлеченность, коммуникационный климат школы, удовлетворенность коммуникацией со школой

Аннотация

Значимость вовлеченности родителей в образование детей обусловлена доказанным положительным влиянием участия родителей в школьной жизни детей на их благополучие. При этом единого полного представления о содержании и формах родительской вовлеченности до сих пор не составлено, и эффективность тех или иных реализуемых сегодня способов коммуникации семьи и школы остается дискуссионной. Исследование призвано восполнить дефицит информации о способах участия родителей в образовательном процессе, которые могут различаться в зависимости от особенностей семьи, ребенка и школы. Цели исследования—операционализировать понятие «родительская вовлеченность»; описать родительскую вовлеченность на материалах крупномасштабного исследования; оценить связь родительской вовлеченности с характеристиками семей, детей и школ; предложить модели, прогнозирующие уровень родительской вовлеченности в середине начальной школы; сформулировать рекомендации для школ. Родители 1447 детей из средних школ Красноярска и Казани, участвовавших в проекте iPIPS, дважды заполняли опросники: когда их дети пошли в 1-й класс и в начале 3-го класса. Опросники включали вопросы о демографических характеристиках семьи, а также об участии родителей в учебных делах ребенка дома, в школе и об удовлетворенности коммуникацией со школой. Установлено, что восприятие родителями коммуникационного климата в школе является гораздо более важным предиктором их вовлеченности в образование детей в середине младшей школы, чем комплекс социально-демографических характеристик семей и уровень развития ребенка на этапе начала обучения. В целом полученные результаты не подтверждают целесообразность использования универсальных программ по усилению родительской вовлеченности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-11-19
Как цитировать
Антипкина, Инна, Кристина Любицкая, и Анастасия Нисская. 2018. «Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 230-60. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-230-260.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования