Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство

  • Валерия Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елена Уильямс Эдингбургский университет
Ключевые слова: дифференциация школ, образовательное неравенство, межшкольный трекинг, выбор школы, смена школы

Аннотация

Межшкольным трекингом называется распределение учеников по разным типам школ, различающимся образовательным потенциалом. В большинстве стран ОЭСР трекинг осуществляется в возрасте 15–16 лет; в России разделение потоков учащихся на «академический» (10–11-й классы школы) и «неакадемический» (профессиональные лицеи и колледжи) треки также происходит в 15 лет, после 9-го класса. Однако и до этого разделения образовательных траекторий российские дети учатся в школах разных типов («обычные» школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи); некоторые авторы называют такое распределение учащихся по типам школ «претрекингом» [Косякова и др., 2016]. До сих пор не было эмпирических данных о том, насколько часто ученики меняют школу до формального трекинга после 9-го класса. В статье на основании административной базы данных школ Санкт-Петербурга, содержащей сведения обо всех переходах из одной школы в другую за 2014/2015 учебный год, анализируется частота смены школы учащимися с 1-го по 11-й класс. Рассматривается частота смены школы отдельно для разных классов (параллелей), начиная с 1-го класса, и общая частота переходов между школами. Для выбора образовательной траектории после 9-го класса («академический» либо «неакадемический» трек) построены регрессионные модели, связывающие долю учеников, уходящих в образовательные организации системы профессионального образования, с характеристиками школы. Результаты исследования свидетельствуют о высокой стабильности выбора школы: 65% школьников российского мегаполиса, имея широкие возможности смены школы, учатся в одной и той же школе с 1-го до 9-го класса; 85% учатся в одной и той же школе с 5-го по 9-й класс. Стабильность выбора школы согласуется с выводами Ю.А. Косяковой с соавторами о наличии пре-трекинга в российской средней школе. Полученные результаты обсуждаются применительно к проблеме образовательного неравенства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-12-12
Как цитировать
Иванюшина, Валерия, и Елена Уильямс. 2019. «Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 47-70. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-47-70.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)