Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе: выявление региональных особенностей

  • Алина Иванова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Марина Кузнецова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Сергей Семенов Центр оценки качества образования (Красноярск)
  • Тамара Федорова Управление общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан
Ключевые слова: начальное образование, навыки чтения, региональные различия, готовность к школе, математические навыки, социально-культурный капитал семьи, дошкольный образовательный опыт

Аннотация

Регионы России получили значительную самостоятельность в построении собственной системы образования, при этом объективных эмпирических данных об особенностях развития, например, дошкольников и младших школьников того или иного региона практически  нет, что затрудняет принятие обоснованных решений о внесении в образовательную политику изменений, необходимых для учета региональной специфики. Проведено исследование с целью изучения базовых математических навыков и навыков чтения у детей на входе в школу в двух региональных центрах — Красноярске и Казани. Исследование проводилось с помощью инструмента IPIPS (international Performance Indicators in Primary School), позволяющего оценить стартовый уровень навыков ребенка, на выборке численностью около 2750 первоклассников в двух городах. Показано, что с уровнем базовых математических навыков и навыков чтения у ребенка наиболее тесно связаны такие факторы, как социально-культурный капитал семьи, дошкольный образовательный опыт ребенка, а также язык,
на котором происходит общение дома. Фактор региональной принадлежности не оказывает практически никакого влияния на исследуемые навыки.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-12-21
Как цитировать
Иванова, Алина, Марина Кузнецова, Сергей Семенов, и Тамара Федорова. 2016. «Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе: выявление региональных особенностей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 84-105. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-84-105.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования