Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые?

  • Вера Титкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Валерия Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Даниил Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: школа, гендерные различия, подростки, воспринимаемая популярность

Аннотация

С целью выявления представлений современных российских подростков о популярности, определения ее критериев и оценки гендерных различий в факторах популярности проведены 62 полуструктурированных интервью с учениками 9–11‑х классов из 15 школ и анкетирование 2376 школьников 9‑х классов из 55 школ. Обнаружено, что 40–50% школьников отвергают само понятие «популярный» на основании того, что оно означает неравенство и неравноправие. Такие  представления, по мнению авторов, обусловлены преобладанием в российском обществе ценностей коллективизма в противовес ценностям индивидуализма. Ученики, которых их сверстники считают популярными, характеризуются просоциальным поведением. Самой частой характеристикой популярного подростка является «душа компании»; несколько реже использовались критерии «привлекательно выглядит», «очень умный(ая)», «не признает авторитетов». Девушек чаще называют популярными за внешнюю привлекательность и умение модно одеваться, юношей — за спортивные успехи, споры с учителями, независимость и умение постоять за себя. Ум и общительность одинаково важны для популярности юношей и девушек. Авторы приходят к выводу, что представления о популярности у российских подростков отличаются от сложившихся в западной школьной культуре. Высокий статус в классе связан с социальным одобрением и поддержкой, академическими успехами и просоциальным поведением.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-12-20
Как цитировать
Титкова, Вера, Валерия Иванюшина, и Даниил Александров. 2017. «Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые?». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 171-98. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-4-171-198.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)