Различительная способность концептуальных карт для оценки уровня компетенции. Пилотное исследование

  • Юлия Тюменева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анастасия Капуза Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ксения Вергелес Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: когнитивное развитие, концептуальные карты, структура знаний, формирование научных понятий, эксперты, новички

Аннотация

В предыдущих исследованиях показана эффективность использования концептуальных карт (КК) для оценки структуры знаний, однако такая оценка, как правило, осуществлялась в целях отслеживания индивидуального прогресса в рамках формирующего эксперимента. Не выделялись и не проверялись формальные индикаторы карт, их чувствительность к уровню компетентности в той или иной области знания как полезное диагностическое свойство КК, обусловливающее возможность их применения для стандартизированного оценивания. Обобщая данные о структуре знания у специалистов с разным уровнем компетентности (экспертов и новичков), авторы теоретически задают такие индикаторы и предпринимают первую попытку проверить их различительную способность на контрастных группах. После получения стандартизированной инструкции и короткого обучения новички (n = 9) и эксперты (n = 4) в области анализа данных индивидуально строили свои КК. Формальные индикаторы основывались на интерпретации КК как графа. Теоретически выделенные формальные индикаторы КК (обобщенность используемых понятий, связанность структуры, доля единичных и комплексных понятий) действительно показали свою различительную способность. Помимо этого, авторы идентифицировали несколько содержательных параметров КК (наличие ключевых понятий, наличие ошибочных связей, процедурный/концептуальный характер знаний), которые также различались в контрастных группах. Полученные результаты выглядят обнадеживающе с точки зрения измерения уровня компетентности с помощью КК, хотя требуются дальнейшие исследования на расширенных и гетерогенных выборках для проверки их устойчивости и обобщаемости.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-12-20
Как цитировать
Тюменева, Юлия, Анастасия Капуза, и Ксения Вергелес. 2017. «Различительная способность концептуальных карт для оценки уровня компетенции. Пилотное исследование». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 150-70. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-4-150-170.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2