Структура академической мотивации: ожидания и субъективные ценности освоения университетского курса

  • Валерия Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Даниил Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Илья Мусабиров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: гендерные различия, ожидания, мотивация к обучению, субъективные ценности, майнор «Обработка и анализ данных»

Аннотация

Статья посвящена изучению структуры мотивации студентов при освоении сложного университетского курса. Работа выполнена в теоретической рамке теории ожиданий и ценностей (expectancy-value theory) и направлена на решение трех задач: анализ гендерных различий в мотивации; выявление связей между компонентами мотивации и образовательными результатами; оценку роли предшествующих образовательных достижений и предшествующего образовательного выбора. Cравниваются две альтернативные теоретические модели и проверяется их соответствие эмпирическим данным, собранным при опросе студентов 2‑го курса бакалавриата, обучающихся на майноре «Обработка и анализ данных». Основной метод анализа — моделирование структурными уравнениями (SEM, structural equation modeling), реализованное в статистическом пакете MPlus version 7.31. Показано, что этот курс более популярен среди юношей; при этом юноши более уверены в своих силах, однако оценки за курс у юношей и девушек не различаются. В структуре индивидуальных ценностей гендерных различий также не обнаружено. Студенты направлений «Социология» и «Экономика» считают курс более полезным и интересным, чем студенты-юристы и гуманитарии. Анализ структурными уравнениями подтвердил эмпирическую валидность модели, в которой ожидание успеха непосредственно влияет на образовательный результат, а ценности оказывают на него лишь опосредованное влияние, через ожидания. Полная модель, включающая мотивацию, гендер, образовательную программу и предыдущие успехи, объясняет 34% дисперсии образовательного результата.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-12-21
Как цитировать
Иванюшина, Валерия, Даниил Александров, и Илья Мусабиров. 2016. «Структура академической мотивации: ожидания и субъективные ценности освоения университетского курса». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 229-50. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-229-250.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)