Дети и родители — мигранты во взаимодействии с российской школой

  • Даниил Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Влада Баранова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Валерия Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: школьное образование, социальные сети, миграция, языковая адаптация, дифференциация школ

Аннотация

Александров Даниил Александрович — кандидат биологических наук, профессор, руководитель Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб. Эл. адрес: d_alexandrov@hse.spb.ru 

Баранова Влада Вячеславовна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб. Эл. адрес: vbaranova@hse.spb.ru 

Иванюшина Валерия Александровна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб.  Эл. адрес: ivaniushina@hse.spb.ru 

Представлены результаты первого в России масштабного исследования адаптации детей из семей мигрантов в школах. На основании результатов анализа эмпирического материала обсуждаются вопросы этнической и социальной дифференциации школ, взаимодействия родителей со школой, отношения учителей к иноэтничным ученикам, межэтнического общения школьников.

Установлено, что распределение детей по школам в большей степени определяется их социальным положением, чем этническим происхождением. Подтверждены данные американских социологов о том, что существует позитивный отбор мигрантов и что для мигрантов первого поколения характерен так называемый иммигрантский оптимизм. Предполагается, что в России этот эффект обусловлен недавним началом массовой миграции, в связи с чем может быть утрачен в следующем поколении.

С использованием метода многоуровневой регрессии продемонстрировано влияние миграционного и этнического статуса на успеваемость. Показано, что дети-мигранты, принадлежащие к этническим меньшинствам, обладают высокой учебной мотивацией и их образовательные результаты не уступают достижениям их местных сверстников в этих же школах, а образовательные планы иноэтничных мигрантов не отличаются от таковых этнического большинства. Результаты анализа сетей общения в классах свидетельствуют об отсутствии в школах дискриминации представителей этнических меньшинств со стороны этнического большинства вопреки существующим в российском обществе националистическим настроениям.

Определены перспективы продолжения исследования с точки зрения долгосрочных социальных прогнозов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
Александров, Даниил, Влада Баранова, и Валерия Иванюшина. 2013. «Дети и родители — мигранты во взаимодействии с российской школой». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (ноябрь), 176-99. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-1-176-199.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)