Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы
Аннотация
Фрумин Исак Давидович — руководитель экспертной группы «Новая школа», редактор доклада, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: ifroumin@hse.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.
Каспржак Анатолий Георгиевич — руководитель экспертной группы «Новая школа», редактор доклада, кандидат педагогических наук, профессор, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: agkasprzhak@hse.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.
Члены авторской группы: Т.А. Абанкина, А.И. Адамский, В.А. Болотов, Н.В. Бысик, Л.Н. Духанина, С.Г. Косарецкий, Т.М. Ковалева, В.А. Куренной, Е.А. Ленская, А.Н. Майоров, М.Г. Мокринский, А.В. Прохоров, М.А. Пинская, И.В. Федюкин.
Публикация подготовлена экспертной группой «Новая школа», сформированной в феврале 2011 г. по поручению председателя правительства РФ для разработки предложений правительству РФ по корректировке Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегии 2020») в области образования, принятой в 2008 г.
Представлены результаты анализа текущего состояния российской системы общего образования с учетом основных мировых трендов развития образования. Сравнение систем образования России и стран ОЭСР показало соответствие отечественной системы образования требованиям современности, что свидетельствует о возможности постановки задачи выхода российского общего образования на лидерские позиции в мире, преобразования школы в один из двигателей инновационного развития.
Рассматривается ряд слабых элементов сферы образования и социализации и негативные тенденции в традиционно сильных сегментах, которые ставят под угрозу не только дальнейшее развитие российской системы школьного образования, но и поддержание ее функционирования на нынешнем уровне. Анализируются глобальные вызовы, создающие риск снижения качества и конкурентоспособности отечественного общего образования. Представлены ресурсы повышения качества и эффективности российской системы образования. Описаны возможные сценарии развития сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе, сформулирован перечень необходимых мер на ближайшее время и до 2020 г.
Подчеркивается, что объектом образовательной политики должна быть не столько система школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько вся сфера образования и социализации молодого поколения.