Антишкольная культура и социальные сети школьников

  • Валерия Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Даниил Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55, корп. 2.
Ключевые слова: школа, подростковый возраст, прошкольная культура, антишкольная культура, эффект сверстников, социальные сети, клики

Аннотация

Иванюшина Валерия Александровна — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Эл. адрес: v.ivaniushina@gmail.com 

Александров Даниил Александрович — кандидат биологических наук, профессор, руководитель Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Эл. адрес: da1581@gmail.com 

На основе анализа данных опроса учащихся государственных общеобразовательных школ проверяется существование феномена дифференциации — поляризации в российской школьной системе, отличающейся специфичной по отношению к зарубежной стратификацией, которая основана на социально-экономическом статусе семей. Сравнивается влияние прошкольной/антишкольной культуры на разных уровнях социального окружения школьника (школы, класса, тесных групп общения) на его образовательный результат.

Рассматриваемые в рамках исследования школы в результате двухступенчатой стратифицированной выборки разделены на две группы: со стандартной и с усиленной образовательными программами. С помощью метода многоуровневой регрессии установлено, что социально-экономическая дифференциация российских школ не приводит к возникновению поляризации прошкольных/антишкольных установок в разных типах школ. Уровень прошкольных аттитюдов определяют индивидуальные и семейные характеристики ученика (пол, миграционный статус, социально-профессиональный статус семьи и образование родителей).

Для сравнения влияния уровня школы и уровня непосредственного дружеского окружения ученика на общеобразовательный результат построена трехуровневая модель: индивид — клика (тесная группа общения) — школа. Для введения в анализ уровня клик построены полные социальные сети в пределах класса и выделены тесные группы общения, плотность внутренних связей которых выше, чем плотность внешних связей. Выявлено, что показатели прошкольных установок на уровне клик положительно связаны с успеваемостью ученика при контроле по индивидуальным аттитюдам и социодемографическим характеристикам. Эффект поляризации аттитюдов, отсутствующий на уровне школы, происходит и закрепляется на уровне тесных групп общения. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-19
Как цитировать
Иванюшина, Валерия, и Даниил Александров. 2013. «Антишкольная культура и социальные сети школьников». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 233-51. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-233-251.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)