Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России
Аннотация
Абанкина Татьяна Всеволодовна — кандидат экономических наук, директор центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinat@hse.ru Адрес:Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.
Красилова Анна Николаевна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: akrasilova@hse.ru
Ястребов Гордей Александрович — кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: gordey.yastrebov@gmail.com
Представлены результаты первого этапа реализации международного проекта по сравнительному исследованию сельского образования в России, Китае и Казахстане. В основу исследования образовательных, миграционных и карьерных стратегий старшеклассников сельских школ, а также факторов, формирующих эти стратегии, положена эмпирическая модель межпоколенной социальной мобильности, объясняющая механизм влияния элементов социального и культурного окружения на формирование жизненных траекторий. Исследование проводилось на данных сплошного обследования сельских школ пяти регионов России, различающихся природно-климатическими и транспортными условиями, уровнем и профилем социально-экономического развития, демографическими тенденциями и системами сельского расселения. Выявлено абсолютное доминирование во всех регионах, принявших участие в исследовании, стратегии сельских школьников на продолжение образования после школы, прежде всего в вузе или колледже (техникуме), а потом на работу в городе. Предполагается, что высокая привлекательность и реалистичность образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников, осуществленных по модели «социального парашюта» могут спровоцировать в России существенный отток молодежи из сел и новую волну процесса урбанизации. Показано, что предпосылками, позволяющими скорректировать массовую установку сельских старшеклассников на получение высшего образования и отъезд в город в пользу стратегии «остаться в селе», являются лишь раннее трудовое воспитание и возможность получения по наследству собственного бизнеса родителей.