Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России

  • Даниил Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Валерия Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Екатерина Казарцева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: школы, этнический состав, дети-мигранты, миграционный статус, миграционные поколения, этничность

Аннотация

В статье впервые представлены данные об этническом разнообразии российских школ и соотношении этничности и миграционного статуса школьников. Исследование основано на результатах опросов 21 320 школьников в 365 школах пяти регионов РФ (Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Псков). Больше всего школьников с неродным русским в школах Подмосковья (16%), меньше всего — в школах малых городов и поселков Ленинградской области (6,6%) и Пскова (8,5%). В выборке представлены 56 этнических групп, хотя большинство из них очень малочисленны. В Санкт-Петербурге, Пскове и Томске среди детей с родным русским языком местные уроженцы составляют 63–66%, в то время как в Подмосковье их лишь 44%. Среди этнических меньшинств местных уроженцев больше всего в Томске и Пскове (38–39%). В Санкт-Петербурге среди украинцев, белорусов и татар больше местных уроженцев или мигрантов второго поколения, тогда как среди таджиков и узбеков преобладают мигранты поколения 1,5 (46–49%). В Подмосковье во всех этнических группах преобладают мигранты поколения 1,5, но особенно много их среди узбеков и таджиков (62%). В Томске большинство представителей этнических меньшинств являются либо местными уроженцами, либо мигрантами второго поколения. Статистика этнического и миграционного статуса школьников позволяет оценить не только объем миграционных потоков, но и ретроспективную временную динамику для разных этнических групп. Семьи украинцев, азербайджанцев, армян, грузин активно переезжали в РФ 15–20 лет назад. В настоящее время интенсивная миграция идет у таджиков, узбеков, киргизов, привозящих с собой детей разного возраста. Авторы считают, что органам управления образованием необходимо наладить грамотный учет школьников с неродным русским языком независимо от наличия у школьника гражданства, но обязательно в сочетании с миграционной историей семьи. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-06-30
Как цитировать
Александров, Даниил, Валерия Иванюшина, и Екатерина Казарцева. 2015. «Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 173-95. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-173-195.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)