Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования

  • Григорий Андрущак Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Тимур Натхов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: ЕГЭ, доступность высшего образования, вузы, образовательные реформы, стратегии поступления

Аннотация

Андрущак Григорий Викторович — кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ. Эл. адрес: gandroushchak@hse.ru 

Натхов Тимур Владимирович — кандидат экономических наук, научный сотрудник Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ.
Эл. адрес: timur.natkhov@gmail.com 

 

На основе анализа данных социологических опросов абитуриентов и их родителей до и после введения обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) оценивается эффект образовательной реформы 2009 г. в России.

Подтверждено, что после введения обязательного ЕГЭ произошли значимые изменения в стратегиях выбора вузов и подготовки к поступлению, по крайней мере среди семей, проживающих в крупных городах. Сейчас относительно больше семей выбирают для поступления несколько вузов и относительно меньше семей ориентируются на один вуз. Кроме того, после введения обязательного ЕГЭ абитуриенты с большей вероятностью занимаются на подготовительных курсах в школе и самостоятельно и с меньшей вероятностью — на курсах при вузе. Данные результаты устойчивы при учете различий в доходах и демографических характеристиках семьи, а также города проживания.

Установлено, что эффект реформы неоднороден. Наибольшие изменения в предпочтениях и стратегиях подготовки произошли в семьях с низким уровнем доходов. Дети из таких семей после реформы относительно чаще стали готовиться к ЕГЭ на подготовительных курсах по большему количеству предметов, выбирать несколько вузов для поступления. У них значительно повысилась самооценка знаний как по результатам школьного обучения, так и в сравнении с другими учащимися на курсах подготовки к ЕГЭ. Курсы подготовки к ЕГЭ позволяют повысить шансы на поступление в вуз для детей из семей с низкими доходами. Таким образом, именно абитуриенты из малообеспеченных семей получили относительно больше преимуществ от введения ЕГЭ по сравнению с остальными абитуриентами.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
Андрущак, Григорий, и Тимур Натхов. 2013. «Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь), 64-87. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-3-64-87.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)