Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников

  • Валерия Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Даниил Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: дополнительное образование, внешкольное образование, социализация школьников, доступность услуг, рынок внешкольного образования

Аннотация

Представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социальнопсихологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тыс. анкет школьников из нескольких регионов России) проанализированы охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; наиболее популярные виды занятий для тех или иных возрастных групп; возрастной диапазон, в котором дети наиболее активно вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий. Показано, что занятия структурированной внеклассной деятельностью, в отличие от неструктурированной, коррелируют с высокой самооценкой (как общей, так и академической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-10-08
Как цитировать
Иванюшина, Валерия, и Даниил Александров. 2014. «Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (октябрь), 174-96. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-174-196.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)