Директора школ как агенты реформы российской системы образования

  • Анатолий Каспржак Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Николай Филинов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Рустам Байбурин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Наталья Исаева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Надежда Бысик Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: директора школ, школьное лидерство, стили принятия решений, реформаторский потенциал системы образования, трансформационный стиль лидерства

Аннотация

Обсуждаются результаты исследования стилей принятия управленческих решений, характерных для директоров общеобразовательных школ, которое было проведено в 2014 г. в восьми регионах Российской Федерации (по одному региону в каждом федеральном округе) по методологии А. Роу. Целью исследования было оценить реформаторский потенциал российских директоров, который, по мнению авторов, в современных условиях опирается на стиль лидерства, предполагающий сотрудничество с педагогами в принятии решений и делегирование им ответственности в ситуации неопределенности и высокой когнитивной сложности задач. Опираясь на двухфакторную модель лидерства Б. Басса, авторы полагают, что в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых работает школа, может быть эффективен либо трансформационный стиль лидерства, либо транзакционный. Соответственно два типа лидеров могут быть наиболее результативными с точки зрения реформирования школы: директора, у которых концептуальный стиль принятия решений является доминирующим, а аналитический запасным, и директора, у которых аналитический стиль является доминирующим, а концептуальный запасным. Установлено, что только 12% руководителей школ — это директора с концептуальным стилем принятия решений, которые в запасе имеют аналитический стиль. Именно они могут быть отнесены к трансформационным лидерам. И только 11% директоров приопределенных внешних условиях готовы эффективно реализовать изменения — это транзакционные лидеры с предрасположенностью к смене стиля лидерства на трансформационный. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-09-24
Как цитировать
Каспржак, Анатолий, Николай Филинов, Рустам Байбурин, Наталья Исаева, и Надежда Бысик. 2015. «Директора школ как агенты реформы российской системы образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 122-43. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-122-143.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)