Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления

  • Наталья Малошонок Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Татьяна Семенова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Евгений Терентьев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: внутренняя мотивация, внешняя мотивация, учебная мотивация, иерархическая теория самодетерминации, теория достиженческих целевых ориентаций, цель мастерства, результативные цели

Аннотация

Авторы ставят своей целью ввести в российскую исследовательскую практику разработки иерархической теории самодетерминации и теории достиженческих целевых ориентаций, продемонстрировав их объяснительный потенциал на примере исследования учебной мотивации студентов двух региональных университетов. В статье подробно представлены теоретические положения каждого подхода, а также рассмотрен пример их использования для анализа студенческой мотивации. На материале 37 полуструктурированных интервью со студентами двух региональных университетов показана специфика и достоинства каждой теории. Теория самодетерминации в ее расширенном варианте оказалась более продуктивной при изучении и объяснении мотивации студентов ввиду наличия проработанной типологии причин, побуждающих к учебной деятельности, универсальных потребностей, а также уровней функционирования мотивации. При этом рассматриваемые теории являются по сути комплементарными, поскольку фокусируются на разных аспектах учебной мотивации: в центре внимания теории достиженческих целевых ориентаций находится изучение целей участия студентов в учебной деятельности, в то время как иерархическая теория самодетерминации обращается к анализу причин вовлечения в учебный процесс.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-09-24
Как цитировать
Малошонок, Наталья, Татьяна Семенова, и Евгений Терентьев. 2015. «Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 92-121. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-92-121.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>