«Образование в 2013 г. Тенденции и вызовы». Сбываются ли прогнозы?
Аннотация
Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», Институт развития образования НИУ ВШЭ, 19 июня 2012 г.
Участники:
Абанкина Ирина Всеволодовна — директор Института развития образования НИУ ВШЭ;
Агранович Марк Львович — исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования;
Адамский Александр Изотович — ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»;
Бережнова Елена Викторовна — ведущий научный сотрудник Центра инновационных моделей образования Московского института открытого образования;
Болотов Виктор Александрович — вице-президент Российской академии образования;
Казарин Валерий Петрович — доктор педагогических наук, независимый консультант;
Каспржак Анатолий Георгиевич — директор Центра развития лидерства в образовании ИРО НИУ ВШЭ;
Клячко Татьяна Львовна — директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ;
Ковалева Татьяна Михайловна — профессор кафедры педагогики МПГУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации;
Кравцов Сергей Сергеевич — директор департамента регионального развития Министерства образования и науки РФ;
Лившиц Владимир Борисович — секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ по экономическим вопросам;
Пенская Елена Наумовна — декан факультета филологии НИУ ВШЭ;
Рачевский Ефим Лазаревич — директор центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы;
Реморенко Игорь Михайлович — заместитель министра образования и науки РФ;
Рудник Борис Львович — директор Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ;
Сысоев Александр Алексеевич — профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;
Ушаков Константин Михайлович — профессор Института развития образования НИУ ВШЭ;
Фрумин Исак Давидович — научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ;
Цой Любовь Николаевна — старший научный сотрудник Московского института открытого образования.
Дана ретроспективная оценка точности прогнозов, сделанных ведущими экспертами в области образования в ходе обсуждения перспектив развития образовательной системы в 2003 г., и актуальных тенденций развития отрасли. Участники семинара сошлись во мнении, что сбылись преимущественно негативные прогнозы. Отмечается, что прогнозы оказались не соответствующими внешним по отношению к образованию угрозам, которые стали доминировать над собственно внутренними образовательно-политическими действиями, становясь непреодолимыми ограничениями в реализации эффективных стратегий.
Обсуждаются реализованные и упущенные возможности. Обращается внимание на то, что в системе образования в рассматриваемый период произошло значительно меньше изменений по сравнению с предшествующим ему десятилетием и сделанными прогнозами. В центре внимания участников дискуссии находятся возможные механизмы осуществления изменений в образовании: специфика законов рынка в образовании, потенциал администрирования, мотивация к изменению системы образования, носителем которой является молодое поколение. Затрагивается вопрос о несоразмерности ресурсных, временных масштабов принимаемых мер с масштабами их желаемого воздействия. С этих позиций рассматривается и «Стратегия-2020». Обсуждаются возможные ресурсы развития системы образования. Отмечается значение интернета и социальных сетей как потенциальных движущих сил изменений в образовательной системе, рассматриваются возможные причины, в результате которых этих изменений не произошло в прошедшем десятилетии.