Институциональные тупики российской системы подготовки учителей

  • Анатолий Каспржак Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: образовательные программы, школьные учителя, престижность профессии, карьерные перспективы, модели подготовки учителей, реформы системы подготовки учителей

Аннотация

Каспржак Анатолий Георгиевич - кандидат педагогических наук, профессор, директор Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ. E-mail: agkasprzhak@hse.ru

Рассматриваются реформы систем подготовки учителей в 12 странах Азии, Европы и Северной Америки, которые были осуществлены в последние десятилетия XX в.: причины реформ, основные изменения, их узловые элементы, которые, по мнению автора статьи, необходимо учесть в ходе проектирования реформы педагогического образования в России. Обсуждаются такие показатели престижности профессии, как размеры заработной платы учителей в разных странах, качество абитуриентов педагогических вузов. Во многих странах разработаны хорошо зарекомендовавшие себя системы мер для привлечения молодых людей в профессию: предоставление ежемесячных пособий учащимся выпускных классов школ с условием, что они после окончания вуза не менее трех лет отработают в школе; особый порядок зачисления абитуриентов на учительские образовательные программы, при котором наряду с централизованным тестированием проводятся собеседования на пригодность к учительской профессии, творческие конкурсы, запрашиваются рекомендации; предоставление возможности получить педагогическое образование несколькими путями; создание карьерных перспектив. Показано, что в России отсутствуют институциональные механизмы, обеспечивающие закрепление молодых людей в профессии, а изменения, в том числе весьма позитивные, чрезвычайно трудно оформляются нормативно.  

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-02-15
Как цитировать
Каспржак, Анатолий. 2014. «Институциональные тупики российской системы подготовки учителей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (февраль), 261-82. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-261-282.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)