Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы

  • Иван Груздев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елена Горбунова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Исак Фрумин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: финансирование высшего образования, высшее образование, эффективность обучения, студенческий отсев, академическая культура

Аннотация

Груздев Иван Андреевич —магистр социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Эл. адрес: van@gorod.org.ru

Горбунова Елена Васильевна — магистр социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Эл. адрес: evgorbunova@hse.ru 

Фрумин Исак Давидович — доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: ifroumin@hse.ru

В связи с демографическими изменениями в обществе, приводящими к сокращению в общей численности населения доли людей студенческого возраста, а также институциональными изменениями в образовательной системе (реформой финансирования вузов) проблема отчисления студентов ставится как одно из приоритетных направлений исследования высшего образования. Феномен студенческого отсева в российских университетах рассматривается на основе анализа данных анкетирования и интервьюирования отчисленных из вуза студентов. Установлено, что отечественная система высшего образования характеризуется особым типом студенческого отсева, который представляет собой принудительный по отношению к студентам процесс, субъектом которого является университет, в частности преподаватели. Отчисление студентов в российских вузах качественно отлично от явления, описываемого в зарубежной литературе термином dropout и представляющего собой добровольное выбытие студента из вуза. Dropout является следствием недостаточной интеграции студента в университетскую жизнь и может быть предотвращен реализацией социализирующих и адаптационных программ.

Специфика студенческого отсева в России требует особых принципов регулирования уровня отчислений. Выявлено, что при принудительном отсеве отчисленным студентам присуще стремление вернуться к обучению (только 4% респондентов не планируют получать высшее образование), что свидетельствует о необходимости совершенствования критериев, использующихся для оценки студентов, и разработки институциональных форм дисциплинирования учащихся, не предполагающих их отчисление. Исследование механизмов и причин отсева имеет практическое значение для повышения эффективности образовательной политики университетов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-19
Как цитировать
Груздев, Иван, Елена Горбунова, и Исак Фрумин. 2013. «Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 67-81. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-67-81.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2 3