Взаимосвязь детской агентности и субъективного благополучия

Ключевые слова: агентность, детская агентность, субъективное благополучие, желаемый и реальный уровень СБ, старшие школьники, факторный анализ

Аннотация

Проведено исследование с целью проанализировать положение агентности и ее индикаторов в структуре субъективного благополучия старших школьников. Эмпирическую базу составили данные, полученные в результате опроса 3282 учащихся 7–11-х классов в школах Тюменской области. В основу авторского опросника положен инструмент, используемый в международном исследовательском проекте по изучению субъективного благополучия детей Children’s World. Он дополнен индикаторами, отражающими уровень агентности, а также влияние на субъективное благополучие защищенности, здоровья и романтических отношений. Факторный анализ в пространстве 47 индикаторов субъективного благополучия позволил выделить 8 факторов, отражающих вклад в оценку субъективного благополучия семьи, школы, здоровья, агентности, статусности, социальной лояльности, защищенности и романтических отношений. Кроме того, школьникам предлагалось оценить индикаторы субъективного благополучия с двух ракурсов: насколько для них важен тот или иной индикатор (желаемый уровень) и в какой степени он присутствует в их жизни (реальный уровень). Полученные от школьников оценки как желаемого, так и реального положения вещей свидетельствуют о том, что наибольший вклад в субъективное благополучие вносят удовлетворенность семьей, агентность, защищенность и безопасность. Между значимостью того или иного фактора и оценкой его реального уровня наблюдаются значимые прямые корреляции умеренной силы. Агентность является значимым фактором субъективного благополучия школьников и уступает в значимости только безопасности. Значимость агентности повышается с возрастом. Разрыв между желаемым и реальным уровнями агентности наиболее выражен у старших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Сравнение оценок субъективного благополучия в группах школьников с разным уровнем агентности показало, что у старших школьников со средним уровнем агентности уровень субъективного благополучия сравнительно высок, а у школьников, отличающихся высокой агентностью, — самый низкий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Abebe T. (2019) Reconceptualising Children’s Agency as Continuum and Interdependence. Social Sciences, vol. 8, no 3, Article no 81. https://doi.org/10.3390/socsci8030081

Archard D. (2014) Children: Rights and Childhood. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315740676

Asbjørnslett M. (2015) "Ordinary Kids": Everyday Life Experiences of Children with Disabillities (PhD Thesis), Oslo: The Norwegian School of Sport Sciences. Available at: http://hdl.handle.net/11250/283067 (accessed 26 February 2024).

Ballet J., Biggeri M., Comim F. (2011) Children’s Agency and the Capability Approach: A Conceptual Framework. Children and the Capability Approach (eds J. Ballet, M. Biggeri, F. Comim), London: Palgrave Macmillan, pp. 22–45. https://doi.org/10.1057/9780230308374_2

Bardina S. (2019) «Deti, idioty i sumasshedshie»: Tomas Gobbs i problemy sovremennoy sotsiologii detstva ['Children, Fools, and Madmen’: Thomas Hobbes and the Problems of the Sociology of Childhood]. Sociology of Power, no 1, pp. 14–29.

Bauman Z. (2005) Education in Liquid Modernity. Review of Education, Pedagogy, and Cultural Studies, vol. 27, no 4, pp. 303–317. https://doi.org/10.1080/10714410500338873

Bjorbækmo W., Greve A., Asbjørnslett M. (2022) "This Is Not Me" — A Critical Discussion about Methodological Issues Concerning Agency and Participatory Sense-Making in Qualitative Research with Children. International Journal of Qualitative Methods (IJQM), vol. 21, Article no 16094069221118990. https://doi.org/10.1177/16094069221118990

Boyle R.C. (2022) We Are Not ‘Mixed’, We Are ‘All’: Understanding the Educational Experiences of Mixed Ethnicity Children to Enhance Learner Agency. Education 3-13, vol. 50, no 4, pp. 471–482. http://dx.doi.org/10.1080/03004279.2022.2052237

Bruk Zh.Yu., Fedina L.V., Volosnikova L.M., Patrusheva I.V., Kukuev E.A. (2022) Svyaz' urovnya i struktury sub"ektivnogo blagopoluchiya u starshikh shkol'nikov [The Relationship Between the Level and Structure of Subjective Well-Being in High School Students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, vol. 27, no 6, pp. 130–143. https://doi.org/10.17759/pse.2022270610

Bruk Zh.Yu., Ignatjeva S.V. (2021) Sub"ektivnoe blagopoluchie detey 10 i 12 let v prostranstve udovletvorennosti sem'ey, shkoloy i druz'yami [Subjective Well-Being of 10- and 12-year-old Children in the Space of Satisfaction with Family, School and Friends]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, vol. 26, no 6, pp. 164–175. https://doi.org/10.17759/pse.2021260613

Bruk Zh.Yu., Ignatjeva S.V., Frolenkova A.L. (2021) Detskiy mir. Sub"ektivnoe blagopoluchie detey Tyumenskoy oblasti [Children's World. Subjective Well-Being of Children in the Tyumen Region]. Moscow: Znanie-M.

Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. (2022) How Do We Assess How Agentic We Are? A Literature Review of Existing Instruments to Evaluate and Measure Individuals' Agency. Social Indicators Research, no 159, pp. 1125–1153. https://doi.org/10.1007/s11205-021-02791-8

Chirkov V., Ryan R.M., Kim Y., Kaplan U. (2003) Differentiating Autonomy from Individualism and Independence: A Self-Determination Theory Perspective on Internalization of Cultural Orientations and Well-Being. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 84, no 1, pp. 97–110. http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.84.1.97

Corsaro W.A. (2003) We're Friends, Right? Inside Kids' Culture. Washington, DC: Joseph Henry. https://doi.org/10.17226/10723

Diener E. (2012) New Findings and Future Directions for Subjective Well-Being Research. American Psychologist, vol. 67, no 8, pp. 590–597. https://doi.org/10.1037/a0029541

Dworkin G. (1988) The Theory and Practice of Autonomy. Cambridge; New York: Cambridge University.

Eliseeva O.A. (2011) Sub"ektivnoe blagopoluchie podrostkov i psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy [Subjective Well-Being of Adolescents and Psychological Security of Educational Environment]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, no 3, pp. 131–140.

Fromm E (1994) Anatomiya chelovecheskoy destruktivnosti [The Anatomy of Human Destructiveness]. Moscow: Respublika.

Graf G. (2015) Conceptions of Childhood, Agency, and the Well-Being of Children. The Well-Being of Children: Philosophical and Social Scientific Approaches (eds G. Schweiger, G. Graf), Berlin: De Gruyter, pp. 20–33. https://doi.org/10.1515/9783110450521

Haring U., Sorin R., Caltabiano N.J. (2019) Reflecting on Childhood and Child Agency in History. Palgrave Commun, no 5, Article no 52. https://doi.org/10.1057/s41599-019-0259-0

Ignatjeva S., Bruk Zh., Fedina L.V., Patrusheva I.V. (2021) Klassy psikhologo-pedagogicheskoy napravlennosti kak resurs subʼektivnogo blagopoluchiya starsheklassnikov [Classes of Psychological-Pedagogical Direction as a Resource of Senior Students' Subjective Well-Being]. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, no 4, рр. 36–44. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.73.4.004

Klocke A., Clair A., Bradshaw J. (2014) International Variation in Child Subjective Well-Being. Child Indicators Research, no 7, pp. 1–20. https://doi.org/10.1007/s12187-013-9213-7

Kozlovskaya A., Kozlova A. (2020) Detskaya agentnost kak predmet teoreticheskoy diskussii i prakticheskaya problema (antropologicheskiy kommentariy) [Children’s Agency as a Theoretical Problem and a Practical Concern (an Anthropological Remark)]. Antropologicheskij forum, no 45, pp. 11–25. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2020-16-45-11-25

Kutsar D., Soo K., Mandel L.M. (2019) Schools for Well-Being? Critical Discussions with Schoolchildren. International Journal of Emotional Education, vol. 11, no 1, pp. 49–66.

Lancy D.F. (2012) Unmasking Children's Agency. Sociology, Social Work and Anthropology Faculty Publications, Paper no 277. Available at: https://digitalcommons.usu.edu/sswa_facpubs/277 (accessed 26 February 2024).

Macleod C. (2015) Agency, Authority and the Vulnerability of Children. The Nature of Children's Well-Being: Theory and Practice (eds A. Bagattini, C. Macleod), Dordrecht: Springer, pp. 53–64. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9252-3_4

Maslow A. (2019) Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. Saint Petersburg: Piter.

OECD (2018) Budushchee obrazovaniya i navykov. Obrazovanie 2030 [The Future of Education and Skills. Education 2030]. Available at: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/E2030%20Position%20Paper%2027.05.2019.pdf (accessed 26 February 2024).

Polivanova K.N., Ostroverkh O.S., Strukova A.S. (2022) Predstavleniya pedagogov o detskoy samostoyatel'nosti v doshkol'nom vozraste [Teachers’ Ideas about Children’s Independence in Preschool Age]. Preschool Education Today, no 3 (111), pp. 16–24. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24

Prout A. (2011) Taking a Step Away from Modernity: Reconsidering the New Sociology of Childhood. Global Studies of Childhood, vol. 1, no 1, pp. 4–14. http://dx.doi.org/10.2304/gsch.2011.1.1.4

Rees G., Savahl S., Lee B.J., Casas F. (eds) (2020) Children’s Views on Their Lives and Well-Being in 35 Countries: A Report on the Children’s Worlds Project, 2016–19. Jerusalem, Israel: Children’s Worlds Project (ISCWeB).

Ryan R.M., Deci E.L. (2001) On Happiness and Human Potentials: A Review of Research on Hedonic and Eudaimonic Well-Being. Annual Review of Psychology, no 52, pp. 141–166. http://dx.doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.141

Savahl S., Casas F., Adams S. (2021) The Structure of Children's Subjective Well-Being. Frontiers in Psychology, vol. 12, June, Article no 650691. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2021.650691

Sen A. (1999) Development as Freedom. Oxford: Oxford University.

Snyder C.R., Hoza B., Pelham W.E., Rapoff M., Ware L., Danovsky M., Stahl K.J. (1997) The Development and Validation of the Children’s Hope Scale. Journal of Pediatric Psychology, vol. 22, no 3, pp. 399–421. http://dx.doi.org/10.1093/jpepsy/22.3.399

Sorin R., Galloway G. (2006) Constructs of Childhood: Constructs of Self. Children Australia, vol. 31, no 2, pp. 12–21. http://dx.doi.org/10.1017/S1035077200011081

Sorokin P.S. (2023) Problema "agentnosti" cherez prizmu novoy realʼnosti: sostoyanie i napravleniya razvitiya [The Problem of “Agency” Through the Prism of a New Reality: Conditions and Perspectives]. Sotsiologicheskie Issledovaniia / Sociological Studies, no 3, pp. 103–114. https://doi.org/10.31857/S013216250022927-2

Sorokin P.S. (ed.) (2022) Samostoyatel'nost' i proaktivnoe povedenie [Independence and Proactive Behavior]. Moscow: HSE. Available at: https://stratpro.hse.ru/mirror/pubs/share/816060616.pdf?ysclid=lt3bwkhcsj113654776 (accessed 26 February 2024).

Sorokin P.S., Froumin I.D. (2022) Obrazovanie kak istochnik dejstviya, sovershenstvuyushchego struktury: teoreticheskie podkhody i prakticheskie zadachi [Education as a Source for Transformative Agency: Theoretical and Practical Issues]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 116–137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-116-137

Spyrou S. (2018) Disclosing Childhoods Research and Knowledge Production for a Critical Childhood Studies. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/978-1-137-47904-4

Steckermeier L.C. (2019) Better Safe than Sorry. Does Agency Moderate the Relevance of Safety Perceptions for the Subjective Well-Being of Young Children? Child Indicators Research, vol. 12, February, pp. 29–48. https://doi.org/10.1007/s12187-017-9519-y

UNICEF Innocenti (2020) Worlds of Influence: Understanding what Shapes Child Well-Being in Rich Countries. Innocenti Report Card no 16, Florence: UNICEF Office of Research – Innocenti. Available at: http://www.unicef-irc.org/child-well-being-report-card-16 (accessed 26 February 2024).

Veronese G., Pepe A., Cavazzoni F., Obaid H., Perez J. (2019) Agency via Life Satisfaction as a Protective Factor from Cumulative Trauma and Emotional Distress among Bedouin Children in Palestine. Frontiers in Psychology, vol. 10, July, Article no 1674. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01674

Vodyaha S.A. (2013) Osobennosti psikhologicheskogo blagopoluchiya starsheklassnikov [Features of Psychological Well-Being of Upper-Form Pupils]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, no 6, pp. 114–120.

Volosnikova L., Ignatjeva S., Fedina L., Bruk Zh. (2022) Uchitel' v inklyuzivnom klasse: vzaimosvyaz' otnosheniya k inklyuzii s udovletvorennost'yu rabotoy [Teacher in an Inclusive Classroom: Relationship between Attitudes towards Inclusive Education and Job Satisfaction]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 60–87. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-60-87

Watson D., Clark L. A., Tellegen A. (1988) Development and Validation of Brief Measures of Positive and Negative Affect: The PANAS Scales. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 54, no 6, pp. 1063–1070. http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.54.6.1063

Zhang D., Jin B., Cui Y. (2021) Do Teacher Autonomy Support and Teacher-Student Relationships Influence Students’ Depression? A 3-Year Longitudinal Study. School Mental Health, vol. 14, no 9, pp, 110–124. https://doi.org/10.1007/s12310-021-09456-4

Опубликован
2024-03-20
Как цитировать
Федина Людмила, БрукЖанна, и ВолосниковаЛюдмила. 2024. «Взаимосвязь детской агентности и субъективного благополучия». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март). https://doi.org/10.17323/vo-2024-19789.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи