Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой

  • Людмила Волосникова Тюменский государственный университет, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6.
  • Светлана Игнатжева Тюменский государственный университет, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6.; Даугавпилсский университет (Латвия)
  • Людмила Федина Тюменский государственный университет, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6.
  • Жанна Брук Тюменский государственный университет, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6.

Аннотация

Волосникова Людмила Михайловна — кандидат исторических наук, доцент, директор Института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет. E-mail: l.m.volosnikova@utmn.ru (контактное лицо для переписки) 

Игнатжева Светлана Валентиновна — кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой информатики Даугавпилсского университета, (Латвия); профессор кафедры психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет. E-mail: svetlana.ignatjeva@du.lv 

Федина Людмила Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет. E-mail: l.v.fedina@utmn.ru 

Брук Жанна Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет. E-mail: z.y.bruk@utmn.ru 

Адрес: 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6. 

Успех инклюзии как организации совместного с другими детьми обучения детей с особыми образовательными потребностями в решающей степени зависит от позиции педагога. С целью выявления факторов, определяющих установки учителей в отношении инклюзивного образования проведено исследование удовлетворенности учителей работой и ее взаимосвязи с отношением к инклюзии. 
Эмпирические данные получены в результате опроса на основании авторского опросника 119 учителей одной из школ Тюмени. При помощи факторного анализа выявлены три фактора отношения педагогов к инклюзивному образованию: учителя видят в инклюзии прежде всего педагогический ресурс (24,8% суммарной дисперсии), проблемы (23,8%) или риски (14,1%). С помощью кластерного анализа получены однородные группы педагогов: «романтики», «реалисты» и «критики» инклюзии. 
В составе концепта удовлетворенности работой выделены четыре фактора: безопасность и защищенность, организация рабочего процесса, удовлетворенность вознаграждением, вовлеченность в работу. Самые низкие оценки от респондентов получены по фактору безопасности и защищенности в работе. Кластерный анализ позволил разделить опрошенных педагогов на три группы: удовлетворенные работой, удовлетворенные вознаграждением за работу, не удовлетворенные работой. Учителя, не удовлетворенные работой, подвержены наибольшему риску неуспеха в организации инклюзивного обучения: они склонны воспринимать инклюзию преимущественно как источник проблем и барьеров. 
Выявлены прямые статистически значимые взаимосвязи оценки педагогами инклюзии как педагогического ресурса с их удовлетворенностью работой: наиболее сильная связь прослеживается с индикатором «удовлетворенность организацией рабочего процесса».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-07-06
Как цитировать
Волосникова, Л., Игнатжева, С., Федина, Л., & Брук, Ж. (2022). Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой. Вопросы образования / Educational Studies Moscow, (2), 60-87. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-60-87
Выпуск
Раздел
Без рубрики