Эффекты участия во внутрироссийской мобильности для молодых ученых и преподавателей

  • Алёна Нефедова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-6930-6281
  • Елизавета Чефанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Виктория Слепых Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-2510-432X
  • Анастасия Иващенко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: академическая мобильность, внутрироссийская мобильность, научная карьера, программы российских постдоков, внутрироссийское сотрудничество, эффекты мобильности

Аннотация

В условиях радикального сокращения международной мобильности российских ученых возрастает значимость внутрироссийских программ. Проведено исследование с целью оценить масштабы программ внутрироссийской академической мобильности, создать портрет заинтересованных в участии в таких программах и описать результаты такого участия на примере молодых кандидатов наук. 

Исследование основано на результатах репрезентативных опросов российских преподавателей, ученых и выпускников аспирантуры, состоявшихся в рамках Мониторинга экономики образования в июне — октябре 2022 г., а также на материалах глубинных интервью с участниками программы российских постдоков, проведенных авторами в июне — сентябре 2022 г. 

Установлено, что уровень внутрироссийской мобильности преподавателей и ученых невысок: только 3% из них проходили длительные стажировки внутри страны в 2019–2021 гг. и 3% выпускников аспирантуры участвовали в программах российских постдоков. Невысок и уровень потенциальной мобильности: треть российских преподавателей (30%) не готовы менять место жительства ради нового места работы. 

Участники программ российских постдоков отмечают многочисленные положительные эффекты этих программ: существенный рост квалификации, формирование новых компетенций, расширение профессиональных связей. Тем не менее развитию внутрироссийской академической мобильности препятствует множество институциональных барьеров: закрытость академической среды и настороженное отношение к мобильности, отсутствие поддержки при переезде.



Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Andalib M., Ghaffarzadegan R., Larson N. (2018) The Postdoc Queue: A Labour Force in Waiting. Systems Research and Behavioral Science, vol. 35, no 6, pp. 675–686. http://dx.doi.org/10.1002/sres.2510

Asheulova N., Dushina S. (2014) Research Career Development in Russia: The Role of International Mobility. (Re)searching Scientific Careers (eds K. Prpić, I. van der Weijden, N. Asheulova), St. Petersburg: Institute for the History of Science and Technology, pp. 171–196.

Chakraverty D. (2019) Impostor Phenomenon in STEM: Occurrence, Attribution, and Identity. Studies in Graduate and Postdoctoral Education, vol. 10, no 1. http://dx.doi.org/10.1108/SGPE-D-18-00014

Chepurenko A., Sheregi F., Shuvalova O., Obydennova T. (2005) Russian Science in New Conditions: The Role of Foreign Foundations. Mir Rossii / Universe of Russia, vol. 14, no 4, pp. 138–161 (In Russian).

Creswell J. (2008) Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. Thousand Oaks, CA: Sage.

Deville P., Wang D., Sinatra R., Song C., Blondel V., Barabasi A. (2014) Career on the Move: Geography, Stratification and Scientific Impact. Scientific Reports, vol. 4, no 1, Article no 4770. http://dx.doi.org/10.1038/srep04770

Dezhina I.G. (2016) Intersectoral Mobility of Researchers in Russia and in the World. Bulletin of the Russian Foundation for Humanities, no 1(82), pp. 96–110 (In Russian).

Dezhina I.G. (2014) Intersectoral Mobility of the Scientific Staff–Global Trends and Russian Peculiarities. Public Administration Issues, no 3, pp. 30–48 (In Russian).

Dorenkamp I., Weib E. (2018) What Makes Them Leave? A Path Model of Postdocs` Intentions to Leave Academia. Higher Education, vol. 75, no 3, pp. 747–767. http://dx.doi.org/10.1007/s10734-017-0164-7

Godfrey E.M. (1970) The Brain Drain from Low‐Income Countries. The Journal of Development Studies, vol. 6, iss. 3, pp. 235–247. https://doi.org/10.1080/00220387008421323

Gokhberg L.M. (2003) Statistics of Science. Moscow: TEIS (In Russian). https://doi.org/10.32609/0042-8736-2003-9-155-157

Gorelova O. (2016) Cross-University Mobility of University Teaching Staff in Russia. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 229–258 (In Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-2-229-258

Grubel H., Scott A. (1966) The International Flow of Human Capital. The American Economic Review, vol. 56, no 1, pp. 268–274.

Guskov A.E., Selivanova I.V., Kosyakov D.V. (2021) Migration of Russian Researchers: Analysis Based on a Scientometric Approach. Bibliosphere, no 1, pp. 3–15 (In Russian). https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-1-3-15

Horta H. (2022) Academic Inbreeding: Academic Oligarchy, Effects, and Barriers to Change. Minerva, vol. 60, no 4, pp. 593–613. http://dx.doi.org/10.1007/s11024-022-09469-6

Iversen E., Woolley R. (2023) International Mobility and Career Progression of European Academics. Proceedings of the 27th International Conference on Science, Technology and Innovation Indicators (STI 2023) (Leiden, Netherlands, 2023, 27–29 September). http://dx.doi.org/10.55835/64426b96e3a90677102e2622

Jons H. (2007) Transnational Mobility and the Spaces of Knowledge Production: A Comparison of Global Patterns, Motivations and Collaborations in Different Academic Fields. Social Geography, vol. 2, no 2, pp. 97–114. http://dx.doi.org/10.5194/sg-2-97-2007

Kanamatsu Y., Takahashi K. (2007) Employing Japan`s Postdocs. Nature, no 447(7147), Article no 1028. http://dx.doi.org/10.1038/nj7147-1028b

Klyachko T.L. (2018) Youth Employment. Are Young People Ready to Change Their Place of Residence for a Good Job? (January — December 2017). Moscow: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Kotsemir M., Dyachenko E., Nefedova A. (2022) Mobile Young Researchers and Their Non-Mobile ‘Twins’: Who Is Winning the Academic Race? Scientometrics, vol. 127, no 12, pp. 7307–7332. https://doi.org/10.1007/s11192-022-04488-2

Kuzminov Ya.I., Yudkevich M.M. (2021) Russian Universities: How the System Works. Moscow: HSE (In Russian). https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2373-5

Lovakov A., Yudkevich M., Alipova O. (2019) Inbreds and Non-Inbreds among Russian Academics: Short-Term Similarity and Long-Term Differences in Productivity. Higher Education Quarterly, vol. 73, no 4, pp. 445–455. https://doi.org/10.1111/hequ.12226

Macfarlane B., Jefferson A. (2022) The Closed Academy? Guild Power and Academic Social Class. Higher Education Quarterly, vol. 76, no 1, pp. 36–47. http://dx.doi.org/10.1111/hequ.12305

Morgan D. (2014) Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage. https://doi.org/10.4135/9781544304533

Morley L., Alexiadou N., Garaz S. et al. (2018) Internationalisation and Migrant Academics: The Hidden Narratives of Mobility. Higher Education, vol. 76, no 4, pp. 537–554. https://doi.org/10.1007/s10734-017-0224-z

Nefedova A.I., Volkova G.L., Dyachenko E.L., Kotsemir M.N., Spirina M.O. (2021) International Mobility and Publication Activity of Early-Career-Researchers: What Do Statistics, Bibliometrics and Scientists Themselves Say? Zhournal Novoi Ekonomicheskoj Associacii / The Journal of the New Economic Association, vol. 52, no 4, pp. 98–121 (In Russian). https://doi.org/10.31737/2221-2264-2021-52-4-4

Netz N., Hampel S., Aman V. (2020) What Effects Does International Mobility Have on Scientists` Careers? A Systematic Review. Research Evaluation, vol. 29, no 3, pp. 327–351. http://dx.doi.org/10.1093/reseval/rvaa007

Nowell L., Grant K., Mikita K. (2019) Postdoctoral Scholars in Academic Development and SoTL: Making Our Way through Collaborative Self-Study. International Journal for Academic Development, vol. 24, no 4, pp. 305–316. http://dx.doi.org/10.1080/1360144X.2019.1623036

Pain E. (2015) A Time Limit on Postdoctoral Contracts: The French Experience. Science. https://doi.org/10.1126/science.caredit.a1500111

Powell K. (2015) The Future of the Postdoc. Nature, no 520, pp. 144–147. http://dx.doi.org/10.1038/520144a

Shmatko N.A., Volkova G.L. (2017) Mobility and Career Opportunities of Researchers on the Labour Market. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, vol. 12, no 1, pp. 35–46.

Sivak E.V., Yudkevich M.M. (2008) “Closed” Academic Environment and Local Academic Conventions. Foresight, vol. 2, no 4, pp. 32–41.

Slepykh V., Lovakov A., Yudkevich M. (2022) Research Career after Thesis Defence: The Case of Four Fields of Study in Russia”. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 4, pp. 260–297 (In Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-260-297

Van der Weijden I., Teelken C., de Boer M., Drost M. (2016) Career Satisfaction of Postdoctoral Researchers in Relation to Their Expectations for the Future. Higher Education, vol. 72, no 1, pp. 25–40. http://dx.doi.org/10.1007/s10734-015-9936-0

Vekkaila J., Virtanen V., Taina J., Pyhalto K. (2018) The Function of Social Support in Engaging and Disengaging Experiences among Post PhD Researchers in STEM Disciplines. Studies in Higher Education, vol. 43, no 8, pp. 1439–1453. http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2016.1259307

Volkova G.L., Nikishin E.A. (2022) Interregional Mobility Patterns of Russian Scientists and Their Willingness to Move in the Future. Ekonomika regiona / Economy of Regions, vol. 18, no 1, pp. 175–192 (In Russian). https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2022-1-13

Wang L. (2015) The Emerging Postdoc Culture in China. Cell, vol. 162, no 1, pp. 9–10. http://dx.doi.org/10.1016/j.cell.2015.06.031

Yudkevich M.M., Gorelova O.YU. (2015) Academic Inbreeding: Causes and Consequences. University Management: Practice and Analysis, no 1, pp. 73–83 (In Russian).

Zerbe E., Zhu J., Ross M., Berdanier C. (2021) Highlighting the Barren Landscape of Postdoctoral Resources: A Content Analysis of University Websites. Proceedings of the Conference "Frontiers in Education" (Lincoln, NE, 2021, 13–16 October). http://dx.doi.org/10.1109/FIE49875.2021.9637276

Опубликован
2024-07-07
Как цитировать
Нефедова, Алёна, Чефанова Елизавета, Слепых Виктория, и Анастасия Иващенко. 2024. «Эффекты участия во внутрироссийской мобильности для молодых ученых и преподавателей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июль). https://doi.org/10.17323/vo-2024-17186.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи